loading...

Жители города внесшие большой вклад в становлении г.Кстово

Трусов Василий Семенович

Кстово руВасилий Семенович Трусов родился в декабре 1917 года в семье крестьян с. Перемчалки Лукояновского уезда Нижегородской губернии. С 1936 года после окончания Лукояновского педтехникума работал учителем в сельской школе. В 1939 году участвовал в войне с Финляндией, участник Великой Отечественной войны.
Вся дальнейшая жизнь Василия Семеновича связана с городом Кетовом и его людьми. В апреле 1952 года он в числе первых строителей прибывает на большую стройку НГ НПЗ в г. Кстово. В 1956 году его избирают председателем профкома треста № 5 «Нефтезаводстрой». В этой должности В. С.Трусов показал себя умелым организатором. Затем несколько лет работал директором деревообрабатывающего завода № 2 г. Кстово.
С мая 1961 года по июнь 1985 года В. С. Трусов возглавляет автобазу № 2 «Горькийстройтранс». 24 года был директором этой крупной транспортной конторы. Создал на автопредприятии свою дизельную ремонтную базу, что позволило не только сократить средства на ремонт машин, но и ремонтировать их на месте. С созданием ремонтной базы, коллектив стал работать стабильнее, поднялась производительность.
Будучи руководителем предприятия, В. С. Трусов неоднократно избирался депутатом Кстовского горсовета народных депутатов, был членом парткома стройтреста № 5, членом горкома партии.
Правительство высоко оценило боевые и трудовые заслуги В. С. Трусова перед Отечеством. Ему присвоено звание «Заслуженный работник транспорта РСФСР». Он награжден орденами: «Отечественной войны I степени», Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и многими медалями.
Звание «Почетный гражданин Кстовского района» присвоено решением Земского собрания от 28 мая 1998 года № 137. В. С. Трусов умер в июле 2006 года.

Один из "могикан"


Многие кстовчане, прежде всего представители старшего поколения, хорошо знают В. С. Трусова, участника Великой Отечественной войны, почетного гражданина Кстовского района. Недавно он отметил юбилейную дату.
- Похоже, ночью ко мне ангелы прилетали, - рассказывал собравшимся за столом гостям по случаю его 85-летия Василий Семенович Трусов. - Что не пил я с ними - в этом твердо уверен. А вот пел, видимо, во все горло. Утром приехали за мной, привезли в администрацию чествовать. Народ уважаемый собрался. Много добрых слов в мой адрес сказали, пожеланий. Руки-то я им пожал, сила есть еще. А вот ответное слово держал с трудом, с хрипом. Сказал: «То, что вы мне пожелали, я постараюсь выполнять. Боюсь только, что таким, каким был, уже не буду. А каким стану - не знаю». К счастью, когда привезли из мэрии домой и подоспела первая партия гостей, голос у юбиляра прорезался. Он от души был рад, что приехали поздравить сменивший его на посту директора автобазы № 2 В. Д. Агафонов и нынешний директор ЗАО «Вторая автобаза» Н. В. Скобелев.
Василий Семенович вспоминал и рассказывал и снова вспоминал. Гости были вовсе не в претензии. Хотя многие и достаточно знали его биографию, но кто же откажется еще раз услышать о былом, осознавая, что каждое слово юбиляра - это как прикосновение к истории, к эпохе, уходящей от нас. А человек, сидящий рядом, - один из последних ее «могикан».
Родился Василий Семенович в селе Перемчалки Лукояновского района. На юге нашей области. С пяти лет остался без матери. Говорит, что каждую женщину, которая, пожалев сиротку, бывало, отрежет ему кусок пирога, считал второй матерью.
Самостоятельную жизнь начал в 11 лет. Поступил учиться в Починковс-кий педагогический техникум. Три года там набирался ума-разума. А на практике в одной из сельских школ однажды не выдержал, поучил по-своему, по-мальчишески, одного совершенно неуправляемого ученика, который был чуточку моложе преподавателя. Потом не спалось ночью, все думал: «Какой же из меня учитель выйдет, раз действую такими непедагогичными методами?»
Из однокурсников Василия Семеновича получилось немало замечательных педагогов, ученых, писателей и поэтов. Его судьба оказалась иной. Попал он на строительство дамбы сормовского завода. Работал хорошо, не ленился, силенок хватало. Наградили за доблестный труд полетом на самолете. В аэропорт и из аэропорта вез его односельчанин - личный шофер знаменитого летчика Валерия Чкалова. «Я как посмотрел на машину, - вспоминает Василий Семенович, - и загрустил. Забросил всю педагогику, прибавил себе год возраста, получил нужную справку - паспортов тогда не было, и поступил учиться в автошколу имени Парижской коммуны в Горьком».
Успешно закончил ее в 1933 году. А было Трусову в ту пору всего 16 лет. Вскоре женился. И до службы в армии успел завести троих детей.
Воевал. На финской войне от звонка до звонка. На Карельском перешейке брал нынче всем известную, казалось, тогда неприступную оборонительную «линию Маннергейма». М. И. Калинин вручал Василию Семеновичу медаль «За боевые заслуги». От души пожал награжденный руку «всесоюзному старосте». Тот даже побледнел.
Только демобилизовался после финской, началась Великая Отечественная война. В первые же дни ушел на фронт. Участвовал в обороне Москвы. Потом служил при Московском артиллерийском училище, вместе с ним был эвакуирован на Урал в город Миасс.
В мае 1943 года Трусова направили на формирование прибывшего из-под Сталинграда вдребезги разбитого полка. Назначили помощником командира взвода. В составе Брянского фронта полк переправили под Калугу.
О Курской, Огненной дуге, о страшной битве, развернувшейся на курско-орловском направлении, где довелось побывать и В. С. Трусову, написано во всех учебниках истории.
В ноябре 1943-го, когда гитлеровцев погнали назад, полк, в котором служил Трусов, перебросили на Центральный фронт. Попал в Невельский мешок - коридор 4 километра шириной, 8 километров длиной. Внутри наши, вокруг с трех сторон фашисты. Разорвали мешок. Затем В. С. Трусов воевал на Ленинградском, Прибалтийском фронтах. Войну закончил в Латвии, на побережье Балтийского моря. А демобилизовался из армии только в 1947 году.
На фронтах повидал всякое. В каких только переделках не перебывал в составе ракетных войск, обслуживавших знаменитые «катюши». Были ранения, но легкие. Подлечивался в полевых медсанбатах. А однажды получил контузию. Это когда бил прямой наводкой из «катюши» на внезапно напавшего на его часть врага.
Довелось Василию Семеновичу некоторое время возить Героя Советского Союза, маршала, командующего войсками Ленинградского и Прибалтийского фронтов Л. А. Говорова.
Пересчитать по орденской колодке, сколько же военных наград у Трусова, непросто. Очень много. Отдельно на груди светится Почетный знак РКВВС, выданный Всероссийским комитетом ветеранов войны и военной службы к 60-летней годовщине битвы под Москвой. Один из Кстова получил такую награду. Гордится этим.
В нашем будущем городе Кстове Трусов появился в числе 76 первопроходцев-строителей в 1951 году. Нет нужды говорить, что здесь тогда были только колхозные поля. Город начал поднимать с первого колышка. Василий Семенович командовал всем транспортом на огромной стройке. Первую свою квартиру получил в одном из первых щитковых домов. Просторную, трехкомнатную.
«Сколько пройдено и пережито», - несколько раз за вечер повторил эту фразу Василий Семенович. Работа директора автобазы всегда была трудной. Хозяин этого предприятия был обязан знать все, что происходит в подразделениях строительного треста. На нашей земле таким был трест № 5 «Нефтезаводстрой». Из его управлений поступали заявки на автобазу № 2 на год, на месяц, на неделю. А уж каких грузов, сколько, куда и когда отправить - это все должен держать в голове директор транспортного предприятия.
В лучшие времена во вверенном ему хозяйстве насчитывалось 860 единиц различных машин, числилось 1000-1200 человек работающих. У всех семьи. О них тоже нужно было заботиться. В 1965 году председателем Совета Министров страны был талантливый экономист Алексей Николаевич Косыгин. Под его руководством стали внедрять в производство новую систему планирования и экономического стимулирования. Из предприятий Горьковской области удостоилась чести реформироваться одна Кстовская автобаза № 2.
Естественно, автотранспортники долго готовились, планировали, прежде чем включиться в эксперимент. В. С. Трусова вызывали в Москву делать доклад перед коллегией министров. Беседовал лично с А. Н. Косыгиным.
Результаты не замедлили сказаться. За пять лет работы по новой системе автобаза № 2 увеличила грузооборот в 2-3 раза. Средняя зарплата работников с 96 выросла до 250-260 рублей. В то время это были большие деньги.
Появились средства. Развернулось строительство новых цехов предприятия, жилья для работающих. Не случайно Василий Семенович Трусов был удостоен звания заслуженного работника транспорта Российской Федерации, награжден орденами «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени, Почетными грамотами.
- Это все заслуги коллектива, - говорит он. - Считаю, что и сейчас наша автобаза на одном из первых мест в области.
И это действительно так. За добросовестный труд по итогам 2002 года коллектив ЗАО «Вторая автобаза» получил благодарность от губернатора области Г. М. Ходырева.
Обо всем пережитом Василий Семенович часто разговаривает со своей женой, бабушкой, как он ее сейчас называет. На самом деле она уже давно прабабушка, как и он - прадедушка. Уже и правнуки поженились, праправнуки на подходе. «Моя семья сейчас, - говорит В. С. Трусов, - состоит из 27 человек». Все они отмечены на рисунке с генеалогическим древом, на которое он всегда может смотреть.
Раньше он был частым гостем в школах, в военном училище, проводил уроки военно-патриотического воспитания. Рассказывал молодым о прошлом. Сетует, что убывает интерес у подрастающего поколения к событиям Великой Отечественной войны. Курсанты военного училища в последний раз с большей заинтересованностью слушали его рассказ о финской кампании. Наверное, потому, что о ней мало что известно. О Великой Отечественной столько написано. Но забывать о ней нельзя. Слишком большую цену заплатил наш народ за победу в ней.
Издревле считается, что народ, не помнящий своего прошлого, в будущем потеряется на земле, растворится среди других, более сильных в духовном отношении народов. Сколько примеров подобного можно встретить в учебниках по истории мира. Никак нельзя допустить, чтобы эта участь постигла и россиян.

В.ВЕРЕИНА «Маяк», 16 января 2003 г.


Прочитано: 5811 раз(а)


© 2017 ООО «ИД «Земляки»



В КОНТАКТЕ С КСТОВО.РУ