Популярные спортсмены г.Кстово

Корнеева Лариса

Нажмите для просмотра оригиналаКстовчанка Лариса Корнеева президент нижегородского фонда «Позитивное мышление», организатор традиционного турмарафона «Кстовский экстрем», мастер спорта по спортивному туризму.
Каждый год кстовчанка Лариса Корнеева отправляется в горы. Этот год не стал исключением.
«Каждый раз, особенно после походов высшей категории сложности, которые заявляются на чемпионаты России, я говорю, что это был последний раз, - рассказывает Лариса. - Но проходит год, наступает лето, опять укладывается рюкзак и все начинается сначала. Горы - это моя болезнь, моя слабость, мое хобби, моя любовь».
Этим летом Лариса совершила восхождение на Эльбрус.
«Эльбрус в моем понимании - несложная гора, хотя это очень солидная вершина. Ведь это один из семи «пятитысячников» (вершины высотой более 5000 метров) Кавказа. Пять из них находятся в районе Безенги очень плотно друг к другу - про них практически никто не знает, они известны для альпинистов», - делится землячка.
«Мы выбираем трудный путь…»
«Так как Эльбрус - отдельно стоящая гора, на него есть несколько вариантов подъема, - продолжает свой рассказ Лариса Корнеева. Очень хорошо изведан, накатан и протоптан подъем по южному склону. Там раньше находился «Приют одиннадцати», туда поднимается канатная дорога, там стоят «бочки» (комнаты для проживания). Кроме того, туда почти под самую вершину завозят туристов на ратраках (машины на гусеничном ходу). Мы поднимались с северной стороны - это более «эксклюзивный» вариант. Заехать туда достаточно сложно - путь пролегает по серпантину. Такая дорога требует мастерства. Особенно тяжело пришлось на спуске, когда навстречу нам поднимались два автомобиля. Пытались максимально аккуратно разъехаться, но получилось так, что наша машина встала на бок. Вылезали через окно, но потом вернули машину на колеса.
Если говорить о самом восхождении на Эльбрус, то оно не требует никаких особых технических навыков. Например, чтобы взобраться на гору по вертикальной ледовой стенке в «кошках» с ледорубом и ледовым молотком, нужна определенная техника. Тут «кошки» надеваешь для дополнительного удобства, ледоруб - только на всякий случай. Многие там ходят просто с лыжными палками. Стоит отметить царящую на Эльбрусе дружескую атмосферу. Здесь люди со всего мира: кто-то восходит, кто-то возвращается, все активно общаются, интересуются, как там наверху.
Еще один интересный момент - буквально за несколько дней до нашего восхождения, на северный склон Эльбруса упал вертолет. Каждая поднявшаяся туда группа считает своим долгом от него что-нибудь урвать. Не знаю, что в итоге от него останется. Так вот, к месту падения вертолета согнали военных, они, видимо, снимали «черный ящик». С ними пришла собака. Я впервые видела собаку на такой огромной высоте - 4800 метров. Жалко ее было - на снегу можно ослепнуть - она же без очков, мы-то очки не снимаем».
«Здесь вам не равнина - здесь климат иной…»
Еще один важный момент - акклиматизация, ведь в горах совершенно иной климат. Как говорят сами туристы, высота в пять тысяч метров на Кавказе - это совсем не то, что пять тысяч метров на Тянь-Шане или Памире. На Кавказе более влажный климат и высота переносится очень тяжело. Подъем на такие вершины происходит в несколько этапов, чтобы дать организму акклиматизироваться. Люди поднимаются на определенную высоту, спускаются, потом опять поднимаются еще выше. Таким методом происходит восхождение. «Наша группа шла по так называемой «гималайской системе», - улыбается Лариса. - Мы поднимались на вершину, ставили лагерь, ночевали в нем. Уходили дальше, ставили лагерь, возвращались к предыдущему лагерю. Однако, несмотря на все принятые меры предосторожности, на Эльбрус мы поднимались три раза.
Первый раз, когда мы были почти у цели, случилась жуткая непогода. Когда мы поднялись на сам купол - просто сбивало с ног. Пришлось спуститься обратно в лагерь. На следующий день мы дошли до вершины, сфотографировались с флагами, и погода снова испортилась. Наша группа свернула не туда, и мы попали на другой склон. Спустились мы не по северному склону, к своей палатке, а по западному. Время - ночь, у нас ни палатки, ни продуктов. Хорошо, что внизу мы увидели штурмовую палатку. Там были студенты из Киева. Они нас приняли».
На этом испытания покорителей Эльбруса не закончились. Ночью выяснилось, что один из членов туристической группы обжег глаза. «Я столкнулась с подобным впервые, - делится Лариса. - Ночью у него начались боли. Только утром мы смогли двинуться в обратный путь, причем зрение не восстановилось. Человек буквально на ощупь шел. Чтобы спуститься к своему лагерю, мы вынуждены были еще раз подняться на Эльбрус. Тогда я поняла, что зря считала Эльбрус простой горой».
Записала Светлана Зайцева gazeta@3em.ru
Фото из архива Ларисы Корнеевой
Газета «ЗЕМЛЯКИ» №35 (737) 11 сентября 2010 г.

Лучше гор могут быть только горы!

Для нее отдых – это тяжелые условия горных походов высшей категории сложности. «А просто лежать на пляже я не могу – скучно!», – смеется Лариса.

Каждый раз новый Тянь-Шань
Горы Тянь-Шаня (Киргизия), на которых проводятся чемпионаты России по спортивному туризму, должны, казалось бы, стать уже давно привычными и изрядно поднадоесть, ведь «знакома» Лариса с ними с 1987 года. Но...
– В 2007 году, когда мы шли в поход шестой, самой высокой категории сложности, я думала, что ничего нового в горах уже не увижу – все вроде бы уже исхожено, – рассказывает Лариса. – Но это не так. Каждый раз горы чем-то удивляют, и Тянь-Шань открываешь для себя заново. Маршрут 2007 года был составлен очень интересно, и проходил он не только по горам: мы в прямом смысле «бегали» вверх-вниз: поднимались на пятитысячные перевалы (понижение в горном хребте высотой пять километров), потом спускались в долину, переправлялись через горные реки, и снова наверх. И так не единожды и не дважды. Наш маршрут был проложен через потрясающие места, красивые своеобразной, суровой, только для гор характерной красотой. Вся команда (а это девять человек) осталась довольна.

Переправа, переправа, берег левый, берег правый...
– Август-2007 мы, можно сказать, перезимовали – на Тянь-Шане было 25 ниже нуля, – продолжает свой рассказ Лариса Корнеева. – Испытать довелось всякое: и в грозу попадали, во время которой нас хорошенько посыпало градом, и один из крупнейших ледников горного Тянь-Шаня – Каинды - штурмовали по пояс в снегу, а уж переправа через «великую реку Сарыджаз» впечатлений оставила, наверное, на всю жизнь! Когда перед тобой очень широкая горная река с сильнейшим течением, и ты понимаешь, что перейти ее вброд нереально, а переправляться надо! На противоположном берегу сооружения, вызывающие в памяти ассоциации с пепелацами из фильма «Кин-дза-дза» – переправа в виде «люльки» – железной, ржавой и не внушающей уверенности в ее крепости. Но она на том берегу, а мы здесь! Пришлось одному из участников нашей команды по натянутым тросам перебираться на другой берег (это 100 метров над бурлящей рекой), отцеплять эту люльку и отправлять к нам. Но и «путешествие» в люльке над рекой с мощным течением – тоже впечатление не слабое.
Это – только одна картинка переправы через горную реку. А была еще и конная переправа, когда местные жители – пастухи-киргизы – согласились помочь спортсменам и перевезти их через горную реку на лошадях. Меня посадили за спину киргиза, и мы поехали. Я в него вцепилась, лошадь на камнях поскальзывается, а он мне еще и сообщает, что недавно у них лошадь оступилась и ее снесло! Очень «успокаивает»! Вообще, самой большой трудностью для меня в этом походе были даже не физические нагрузки и мороз, а именно переправы и эти равнинные переходы. Я же горник, и среди высотных пиков и перевалов, камней, снега и льда чувствую себя лучше.
Нажмите для просмотра оригиналаС чем идут на пятитысячник?
Экстремальный поход – не прогулка в ближайший лес. Мало того, что это само по себе затратное (затратное как в финансовом, так и в общефизическом смысле) мероприятие, оно требует еще и специального снаряжения, и специального питания. Поход длится несколько недель, и все это время спортсмены должны существовать автономно: им необходим запас еды (причем такой, чтобы его, во-первых, хватило на весь поход, а во-вторых, чтобы все это можно было унести на себе), и снаряжение, которое позволит не замерзнуть и преодолеть все препятствия, возникновение которых предусмотреть порой просто невозможно.
Ларисе помогало специальное питание, разработанное непосредственно для подобных экстремальных условий: при том, что весит оно не так уж и много, оно содержит в себе все необходимое, чтобы поддерживать физические силы человека в самых экстремальных условиях. Во многом благодаря ему поход дался Ларисе Корнеевой довольно легко. Конечно, насколько вообще такой поход может быть «легким», ведь один только рюкзак, который каждый участник несет с собой, весит около 40 килограммов.
Зачем? Потому что нравится!
Но каким бы трудным подобный «отдых» ни казался людям непосвященным, экстремалы-горники от него отказываться не собираются.
Во-первых, за эти трудности и лишения спортсмены с лихвой награждаются потрясающей красотой, которую можно увидеть только в горах. Да и много там, наверху, такого, чего в привычной жизни просто нет: можно найти сброшенные рога горного барана, можно увидеть на снегу следы снежного барса.
– Наверное, это своего рода болезнь. Зараженному этим «вирусом» человеку горы нужны, как воздух, – рассуждает Лариса. – Если такой человек долго в горах не бывает, он чувствует себя подавленным, нервничает. Ведь там все приобретает несколько иной смысл: нужно дойти, преодолеть сначала себя: страх, усталость, возможно, боль, и уже потом внешние препятствия. Очень важно не подвести команду – от действий каждого зависит общий результат.
И, конечно, без соревновательного духа также не обошлось – все-таки, чемпионат России, спортивные состязания. По итогам чемпионата-2007 сборная Татарстана, за которую Лариса выступает с 1987 года, заняла второе место.
– Если честно, то тот поход был настолько сложным, что мы даже не думали о том, что у нас могут быть конкуренты, казалось – все, мы на пике, сложнее уже некуда. А оказалось, что кто-то сделал еще больше, и это значит, есть куда стремиться! Но вообще, если честно, уже хочется сменить «место дислокации». И побывать, например, в Гималаях. Поэтому, надеюсь, следующая поездка будет в Непал.
Ольга Прокофьева, журнал «Земляки. Деловые люди», июль, 2008 г.
Фото Альберта Нефедова, Ларисы Корнеевой.

Кстовчанка Лариса Корнеева стала чемпионкой России по пешеходному туризму в классе походов, победив участников из Красноярска, Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга
Летний поход по центральному Тянь-Шаню длился для команды, в составе которой была и кстовчанка, ровно месяц. Маршрут специально был заявлен непростой, в труднодоступном и удаленном районе на большой высоте, отметка которой порой достигала 4800 метров. Для опытных туристов это было не только соревнование, но и проверка самих себя на прочность.
- На протяжении 20 дней мы людей вообще не видели, - говорит руководитель секции горного туризма, организатор «Кстовского экстрема» Лариса Корнеева. - Причем этот маршрут давно не посещался туристами. На перевалах последние записки группы оставляли 20-25 лет назад. Самая свежая весточка была датирована 1999 годом, кстати, от группы нижегородцев. А на одном из перевалов нас поджидал сюрприз 27-летней давности - шоколад, который оставила проходившая здесь туристическая группа. Сначала мы побоялись его есть, а потом решили, что вряд ли в почти вечной мерзлоте он мог испортиться.
Экстремальные ситуации подстерегали группу буквально на каждом шагу - горные реки, опасные броды, и горные перевалы.
Предоставив в марте этого года фотоотчет по технике и времени прохождения сложного маршрута, через месяц спортсмены узнали, что стали победителями. Кстати, среди семи человек, входивших в сборную команду Татарии, была не только Лариса Корнеева, но и еще один наш земляк - Алексей Яшин, выпускник секции горного туризма Кстовского нефтяного техникума.
- Чтобы выиграть в пешем туризме нужно, чтобы было что-то нетипичное для него, поэтому мы заявили маршрут с огромным количеством элементов горного туризма. Хотя и было много трудных и порой опасных моментов, но для меня туризм - это жизнь, и я ни о чем ни жалею, - признается Лариса.
Юлия Белова
(газета «Земляки» №18 (407) от 24 апреля 2004 г.)