loading...

Поэты, художники, музыканты, писатели г.Кстово

Соколова Светлана

Кстово.руСветлана Соколова – автор самобытных гобеленов с которыми ЦНК «Берегиня» победил в конкурсе «100 лучших товаров России».

- На одной из выставок нам предложили поучаствовать в этом конкурсе, - рассказывает заведующая выставочным залом ЦНК «Берегиня» Маргарита Сухова. - Мы принялись за оформлением документов и подали заявку в номинацию «Изделия народных и художественных промыслов» с конкретным направлением творчества - гобеленом.
Мы наиболее сильны в этом, наиболее эффектны. Миновали региональный этап, вышли на федеральный уровень. Мы даже не рассчитывали на победу!
Гобелен - один из видов декоративно-прикладного искусства, безворсовый ковер с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную. Ручное ткачество - необычное в наше время старинное ремесло. Оно не требует сложного оборудования и специального сырья, может пригодиться любая пряжа, даже самые короткие остатки. Гобелены ручной работы имеют простую технику плетения. В самом начале процесса на станке натягиваются нити - основы гобелена. После этого нити основы переплетают цветными шелковыми или шерстяными нитями таким образом, чтобы основа оказалась полностью покрыта.
Этот процесс, несмотря на кажущуюся простоту, требует от мастера массу терпения, опытности и художественных познаний. Хороший ткач гобелена - в своем роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что средства его состоят не в полотне, палитре с красками и кистях, а в нитяной основе, мотках с разноцветной шерстью и искусных пальцах, он должен иметь познания в живописи, колорите и светотени не меньше настоящего художника.
У Светланы все это есть - она окончила художественную школу, а потом пришла в «Берегиню» учиться мастерству изготовления гобелена.
- Иногда сложно объяснить, почему тебя привлекает тот или иной вид творчества, - рассуждает Светлана. - В 1993 году группу набирала Галина Ядринцева - интересный человек и талантливый художник. Я решила попробовать и втянулась. Не скажу, что я сразу поняла, что это дело на всю жизнь. Просто это затягивает как любое творчество.
Светлана периодически пробует себя в различных направлениях декоративно-прикладного искусства. Так, в июне, будучи в Карелии, на Всероссийском фестивале по ткачеству «Пестрые нити» она участвовала в мастер-классе по изготовлению кукол. И у нее прекрасно получилось.
- Изготовление куклы мне показалось близким изготовлению гобелена, - делится мастерица. - Тоже нитки и тряпочки используются.
Кстати, гобелен можно делать не только из ниток - шерстяных или шелковых, но и из полосок ткани. Получаются грубоватые, фактурные полотна, напоминающие половички в народном стиле.
Светлана называет свои гобелены картинами.
- Лучше всего гобелены вешать на стену, как панно, - считает она. - В работу ты вкладываешь силы, затрачиваешь определенное время. Использовать гобелен как покрывало - только просиживать его, деформировать. Я не делаю узелков, когда закончилась нитка - просто закладываю следующую. Потом, когда много проткешь, натяжение утрамбовывается, становится плоским. В картине на стене не выедет никакая нитка, в бытовом использовании переплетения могут растрепаться, разъединиться.
Авторская работа - кропотливый труд. На изготовление одного полотна уходит порядка пяти-шести месяцев. Готовую работу Светлана сама оправляет в раму, если это необходимо, или подшивает края, чтобы придать гобелену законченный вид.
Одна из основных тематик картин мастерицы - народная. У Светланы есть целая серия работ, отражающая народные гуляния в самые любимые народом праздники: Троица, Рождество, Масленица. Сюжет на этих гобеленах очень похож на лубочные картинки.
Действительно, гобелены, сделанные на фабриках с использованием ткацких, компьютеризированных станков, которые производят полотна миллионными тиражами, не имеют никакой художественной ценности и дешевеют сразу же, после того как их вынесли из магазина. Авторская работа - совсем другое дело. От нее исходит особая энергетика, передающаяся от мастера к зрителю.

Подготовила Светлана Зайцева gazeta@3em.ru
Фото Марка Смирнова

Газета «ЗЕМЛЯКИ»№47 (800) 3 декабря 2011 г.





Нажмите для просмотра оригиналаКстовчанка Светлана Соколова создает гобелены уже около десяти лет, и, по ее признанию, увлечение стало уже определенной жизненной дорогой, свернуть с которой сложно, да и не хочется - настолько захватила ее эта кропотливая работа.
Как у многих увлеченных людей, «свой» вид декоративно-прикладного творчества Светлана нашла случайно: сначала выпускница детской художественной школы пришла в ЦНК «Берегиня» учиться росписи по дереву, а работать осталась мастером по ручному ткачеству.
- Главным художником «Берегини» была в то время Галина Ядринцева, член Союза художников России. Под ее руководством наш кружок начал осваивать эту технику. Потом она уехала в Нижний, а мы продолжали заниматься, - вспоминает Светлана. - Тогда же поняла, что рисовать мне теперь хочется не кистью, а нитками, стало интересно создавать живописные полотна с помощью ткачества.
Извечной проблемы поиска сюжетов, с которой сталкиваются многие художники, перед Светланой не стоит. По ее признанию, первое и главное условие ее работы - чтобы картина была художественно выразительной. Абстрактные изображения ей кажутся суховатыми и неинтересными. И, конечно, непременная связь с родной культурой и духовностью: поэтому на терпеливо вытканных полотнах расстилаются русские поля и зеленеют березки. Светлана чаще всего изображает картины природы, так как считает, что человеческий глаз, глядя на красивый пейзаж, отдыхает.
- Хочется, чтобы зритель уносил в душе приятное чувство, - говорит она. - Конечно, от всех проблем это его не избавит, но что-то светлое в жизнь внесет.
Кстово руЭтот «положительный заряд» Светлана хорошо чувствует. Критерий один: если самой картина нравится, значит, она придется по душе и большинству зрителей. А если нет?..
- Если не нравится самой, значит, или изменяю что-то в сюжете, или стараюсь с другим настроением сесть за работу, - улыбается она. - Специально никогда не настраиваюсь, это приходит само собой. Я считаю правильным утверждение, что в творчестве главное - сам процесс, а результат уже вторичен. Когда сажусь за работу, отвлекаюсь от всего, что волновало буквально десять минут назад, настраиваюсь на определенную волну, и все проблемы уходят.
Создание «гобеленовых картин» - тоже процесс особый. Конечно, они требуют и определенного станка, и пряжи, но важнее всего - замысел.
- Как рождается песня? Что появляется сначала - стихи или музыка? У каждого автора по-разному, - рассуждает мастерица. - Так и у меня. Иногда пряжа, ее цвет или фактура, сама подсказывает сюжет. Иногда наоборот - сначала рождается замысел, и уже под него подбирается определенная цветовая гамма.
Примерно так же появился на свет гобеленовый триптих Светланы Соколовой «Спасы» (медовый, яблочный и хлебный).
- Была осень, и мне захотелось создать картину с яблоками. Так появился «Яблочный спас», - вспоминает Светлана. - Но ведь у нас три таких праздника!
Постепенно к «яблочному» добавились картины с сюжетами на тему медового и хлебного Спаса, изображающие цветущий луг со множеством собирающих пыльцу пчел и поле с тугими хлебными колосьями. Работы хоть и объединены общей темой православных праздников, но вполне могут жить и отдельной друг от друга жизнью: как это нечасто бывает в триптихах, они самодостаточны и художественно выразительны «сами по себе».
Несмотря на то, что мастерство это, хоть и довольно редкое, но тем не менее, очень женственное и красивое, учениц у Светланы нет: не всем хватает терпения и упорства на столь кропотливый и тонкий труд. По признанию мастерицы, не хватает ей и творческого общения.
- К сожалению, мастеров, занимающихся только гобеленом, мало. Нет и специальной литературы, - сокрушается Светлана. - Поэтому нет обмена опытом, а новые идеи черпаю здесь, что называется, от родной земли.
В своей новой работе Светлана начала воплощать давнюю задумку - сделать гобелены более объемными и фактурными. Картина, почти четверть которой уже готова (а всего создание одной такой картины занимает у мастерицы около полугода), посвящена Году семьи и его символу - матери-Земле.

Ольга Прокофьева
gazeta-olga-zem@mail.ru
Фото из личного архива С. Соколовой
(газета «ЗЕМЛЯКИ» №12 (612) от 29 марта 2008 г.)



Кстово.руКстовчанка Светлана Соколова - мастер по ручному ткачеству. Она стала победительницей Седьмого Всероссийского фестиваля народного художественного промысла «Золотая хохлома» в номинации «Лучший мастер». Который проходил с 19 по 20 июня в городе Семенов. Ее работы - это картины, хранящие в себе тепло рук мастера. В них удивительным образом сочетаются русские народные традиции и современные мотивы. Именно за эту особенность ее работы были по достоинству оценены членами жюри фестиваля.
Увлечение ткачеством началось у Светланы более 15 лет назад. Закончив школу, она мечтала стать модельером-бутафором и подала документы в театральное училище. Но, не набрав нужных баллов, поступила учиться на швею. Потом Светлана решила продолжить образование, поступила в Нижегородский педагогический институт, а в 1993 году пришла учиться в «Берегиню». «Наверно, судьба меня сюда привела, - размышляет она. - Член союза художников Галина Ядринцева, которая в то время была главным художником «Берегини», начинала вести новый курс по гобелену, я заинтересовалась и стала учиться. Думаю, сказались корни - моя прабабушка ткала на станке». После обучения Светлана осталась работать в «Берегине» под руководством Галины: ткала по ее эскизам, нарабатывала мастерство.
Светлана Соколова осталась в «Берегине», начались участия в различных выставках, появились первые награды. Только за последние два года завоевала около десяти дипломов областных и всероссийских фестивалей и выставок.
Сегодня она сама находит идеи для своих работ, разрабатывает эскизы, подбирает материал. На вопрос, как рождается идея, говорит, что всегда по-разному: «Иногда увижу какие-то интересные нитки и отталкиваюсь от них, но чаще приходится готовить работу к какой-нибудь выставке или русскому народному празднику».
Технология изготовления картины с помощью ручного ткачества, с одной стороны, достаточно проста: на деревянную раму по вертикали натягиваются тонкие, но прочные нитки и сквозь них по вертикали руками, без иглы, протягиваются шерстяные нити различного цвета, согласно эскизу. Но на самом деле все не так просто, как кажется на первый взгляд: работа требует большой сосредоточенности, усидчивости и терпения. На изготовление одной картины уходит около пяти месяцев, за это время важно не потерять интерес к ней и довести до завершения. «Возможно, поэтому у меня пока нет учеников, - говорит Светлана, - многим нравятся такие картины и появляется желание попробовать, но, сделав одну маленькую работу, интерес к ткачеству пропадает».
Размышляя по поводу того, чем сегодня является ткачество для самой Светланы: увлечением или работой, она приходит к выводу, что это, скорее всего призвание. «Началось все, конечно, с увлечения, а теперь я уже понимаю, что создаю картины не для себя, а для людей. Приятно думать, что мои работы переживут меня, и будут радовать людей», - говорит мастерица.
Именно потому, что эти картины создаются таким непростым способом и в них вложено много душевных сил, их не продают на выставках, а просто дают возможность познакомиться с редким видом творчества.
Сейчас Светлана Соколова начала работу над новой картиной: уже готов эскиз и подобраны материалы. Посвящена она будет кстовской земле и главный мотив работы - церковь в селе Великий Враг. «Нужно было найти образ, символизирующий Россию и наш любимый город, - рассказывает кстовчанка. Эта церковь - любимый сюжет кстовских художников, он настолько неисчерпаем, что я тоже решила использовать его в работе. Впервые занимаюсь церковной темой, поэтому она для меня новый источник вдохновения... »
Возможно, в этом и есть секрет успеха художника - находить новые источники вдохновения и уметь вкладывать душу в то, что делаешь.

Мария Мосинцева, zem-mariya@mail.ru
Фото автора
Газета «ЗЕМЛЯКИ» №24 (726) 26 июня 2010 г.


Прочитано: 4662 раз(а)


© 2017 ООО «ИД «Земляки»



В КОНТАКТЕ С КСТОВО.РУ