loading...

Поэты, художники, музыканты, писатели г.Кстово

Спорынина Ирина и Лыжин Леонид

Кстово руИрина и Леонид - выходцы из кстовского театра кукол. Они стояли у его истоков. Каждый из них пришел в театр своим путем, но обоих привела туда любовь к творчеству. Куклы, сотворенные этими художниками, совершенно особенные. Они живут своей жизнью. По-другому и не может быть: столько вдохновения, фантазии и душевного тепла в них вложено. Если вам когда-нибудь приходилось бывать в магазине «Сказка» на площади Горького в Нижнем Новгороде или в кинотеатре «Октябрь», вы не могли не обратить внимания на кукол, которые украшают их помещения. В «Сказке» это фея, принцесса, рыцарь, клоун, выдувающий мыльные пузыри, чародей; в «Октябре» - «Терминатор», «Чарли Чаплин» и даже «Владимир Путин». Между тем, авторы этих замечательных работ живут и работают в нашем городе. Куклы Ирины Спорыниной и Леонида Лыжина разъехались, без преувеличения, по всей стране. В Москве и Нижнем Новгороде они украшают залы казино, ресторанов, кафе и довольно крупных торговых центров. Изготовленные ими Деды Морозы есть даже в Норильске и в Комсомольске-на-Амуре.
Еще со школьной скамьи оба увлекались рисованием, лепили. В шестом классе Леониду предложили пойти в театральный кружок, который в то время организовал Сергей Петрович Шнягин. Друзья позвали талантливого мальчишку делать декорации, кукол. Он пришел, посмотрел и понял, что это его дело. «Как-то сразу мне куклы пришлись по душе. Изготовление декораций, кукол - это мое», - говорит Леонид. Театральный кружок со временем перерос в народный театр кукол, который, кстати, ребята строили своими руками. В театре мальчишки сами делали кукол, готовили декорации, сами были кукловодами. Потом у Леонида была учеба в театральном училище на художественно-бутафорском отделении. Окончив училище, Леонид вновь вернулся в театр. Теперь, получив специальное образование, он стал заместителем директора. Но приходилось быть и сценографом, и ассистентом режиссера, и, конечно, художником и декоратором.
У Ирины к нынешним ее куклам путь был несколько иной. В 16 лет она поступила в художественное училище на живописное отделение. После учебы несколько лет работала художником в ДК «Октябрь», ДК нефтехимиков, в оформительской мастерской при районном доме культуры. А затем судьба и ее привела в театр кукол. Ирина вспоминает, что, когда впервые увидела куклы, изготовленные Леонидом, была очарована ими. Она спросила тогда, где учат этому искусству. «Нигде, - ответил мастер. - Просто садишься и делаешь». С тех пор они вместе «садятся и делают». Ирина уверена, что нужно иметь особое внутреннее чутье, чтобы кукла получилась, как живая. В театре Ирина и Леонид стали работать вместе. Это было нелегкое время, театру приходилось самому зарабатывать деньги. Куклы делались на продажу. В 1992 году начался большой спрос на ростовые куклы, те, что актер надевает на себя. Чаще это были герои диснеевских мультфильмов. Однажды, вспоминают художники, пришлось выполнять очень интересный заказ. Для авиашоу нужно было изготовить большие маски, в которых спортсмены прыгали с парашютом. Пришлось много потрудиться, потому что была опасность, что на такой скорости маску просто сорвет. Но получилось все очень красиво и зрелищно.
В 1994 году Ирина и Леонид ушли из театра, но от любимого дела не отказались. На идею создавать куклы для интерьера их натолкнули художники Даниловы, которые первыми в то время взялись за это дело. В то время из-за границы только пришла мода украшать дом салонными или коллекционными, как их называют, куклами. Ирина и Леонид решили тоже делать подобные «украшения». Первыми их работами стали сказочные персонажи - Баба Яга, Леший, Кикимора. Затем несколько кукол, стилизованных под эпоху итальянского Возрождения. Когда художники предложили свои работы сотрудникам галереи «Русский век» в Нижнем Новгороде, те с радостью их приняли. Более того, именно через «Русский век» мастера получили свой первый заказ. Это была большая трехметровая кукла Емели, которая украсила крышу кафе-мороженого. Затем были сделаны куклы Бабы Яги и Дедушки Лешего для ресторана «Виталич». Владелец ресторана стал и первым заказчиком на портретную куклу с изображением самого себя. Он увлекается охотой, поэтому и изобразили его художники в полном охотничьем снаряжении.
В какой-то момент Ирина решила поехать в Москву. Хотелось оценить свои работы, уровень их качества. «Вообще понять, нужно это или нет», - объясняет художница. Она показала свои работы в двух известных галереях и получила высокую оценку. Специалисты были удивлены тем, что куклы изготовлены из папье-маше, хотя при этом создавалась полная иллюзия, что они фарфоровые. Подобный эффект достигался тем, что мастера постоянно совершенствовали материал, из которого изготавливались куклы.
Вскоре Ирина и Леонид выставили свои работы на всероссийской выставке «Зеркало сцены», которая проходила в Нижнем Новгороде. На выставке были представлены работы известных мастеров Москвы и Санкт-Петербурга. Куклы кстовчан не затерялись на общем фоне. Они были достойным украшением выставки. После нее Ирина и Леонид сразу же получили заказ на оформление готовившегося тогда к открытию магазина «Сказка» на площади Горького. А через некоторое время поступил заказ на механические куклы для кинотеатра «Октябрь». Причем выполнить их нужно было из пластика. Но опыт работы с пластиком у Ирины и Леонида к тому времени уже был. А вот опыта работы с механикой не было совсем, и это немного пугало. Но Леонид всегда смело брался за новые материалы, новые технологии, и куклы, в конце концов, были изготовлены. Позже в кинотеатре появились куклы, изображающие Владимира Путина и Юрия Никулина.
Сегодня уже трудно перечислить всех кукол кстовских мастеров, получивших «прописку» в разных городах страны. С особой любовью рассказывают художники о работе, которая выставлена в кондитерском отделе большого московского супермаркета «Алые паруса» - «Чаепитие» по мотивам фильма «Женитьба Бальзаминова». Это мини-театр: занавес раздвигается, зажигается подсветка, звучит музыка, и все фигуры начинают двигаться. Хотя говорить о том, что рассказывают мастера с особой любовью только о ней, все же не совсем правильно. Они рассказывают так о каждой своей работе. На наш вопрос, бывает ли так, что с куклой трудно расстаться, они ответили, что с каждой работой расставаться жаль.
Сегодня мастерство Лыжина и Спорыниной достигло такой высоты, что их куклы могли бы достойно представлять нашу страну на мировом уровне. И это не высокие слова. Не раз получали художники предложения от крупных бизнесменов открыть мини-фабрику для производства кукол. Но Ирина и Леонид считают, что изготовление кукол нельзя ставить на поток. Тогда они потеряют свою душу и теплоту, которые им дают человеческие руки.


Нажмите для просмотра оригиналаНажмите для просмотра оригиналаНажмите для просмотра оригинала













Марина Тарасенко
zem-marina@3em.ru
(газета «Земляки» №13 (509) от 25 марта 2006 г.)



Прочитано: 3887 раз(а)


© 2017 ООО «ИД «Земляки»



В КОНТАКТЕ С КСТОВО.РУ