loading...

Поэты, художники, музыканты, писатели г.Кстово

Ракова Людмила

Кстово.руНа творческом счету нашей землячки Людмилы Александровны Раковой не один десяток серьезных режиссерских работ.
В конце прошлого года во Дворце культуры нефтехимиков появился собственный городской театр. Играют в нем актеры-любители, зато режиссирует настоящий профессионал.
Мы беседуем с Ларисой Александровной в зале Дворца, на сцене, среди декораций готовящегося спектакля. Зал пуст и тих, но совсем скоро начнется репетиция, и Лариса Александровна переместится в зрительный зал, откуда снова будет объяснять и показывать актерам своего театра, как нужно жить на сцене, чтобы постановка была не механическим чтением по ролям, а правдивой историей, заставляющей зрителей думать и сопереживать ее участникам.

Начало начал
Первой ступенькой к театральной режиссуре стало хоровое отделение Горьковского областного культпросветучилища на Бору (сейчас это Нижегородский областной колледж культуры).
- Я родом из Балахны. У нас тогда в буквальном смысле весь поселок пел, очень много было талантливых музыкантов. Театрального кружка в местном Дворце культуры не было, зато были эстрадный и вокальный. В них я состояла. По ним меня знала заведующая отелом культуры Ольга Александровна Бояркина. Именно она посоветовала тогда: «Лариса, давай по этому пути иди!», - вспоминает Лариса Александровна. - Так я оказалась на хоровом отделении. А театром «заразилась» на практике в Дальнем Константинове, куда мы поехали с выпускницей отделения режиссуры театральных коллективов.
Выпускницу училища ждала работа в одном из многочисленных Домов культуры области: заведующая детским сектором, руководитель хорового и театрального коллективов. Уже оттуда уехала за вторым образованием, на этот раз в Московский институт культуры.
Пять лет учебы в институте сама Лариса Александровна называет незабываемыми, в первую очередь - из-за сильного преподавательского коллектива. Среди педагогов был и ученик легендарной Марии Осиповны Кнебель, советского режиссера, педагога, доктора искусствоведения, народной артистки РСФСР, ученицы студии Чехова и школы при второй студии МХАТа.
Потом был так называемый самодеятельный театр, которым руководила Лариса Александровна. В годы, когда звания так просто не давались, коллективу из провинции удалось заслужить звание народного театра. Да и драматургией Лариса Ракова всегда занималась серьезной: ставила спектакли по Чехову, Островскому, Арбузову, Шварцу, Розову, Володину и другим авторам, которых сейчас уже принято называть классиками.
Спектаклей в том театре было поставлено множество, даже с гастролями выезжали. Театра не стало (когда Лариса Александровна об этом говорит, видно, настолько это больное место в ее душе, сколько тот театр для нее значил). Ни до него, ни после в Балахнинском районе театральных коллективов не было и нет. Будут ли? Большой вопрос: никто за это сложное дело больше не берется.

Радость присутствия на сцене
Как сама Лариса Александровна признается, режиссерская профессия из-за своей трудности - дело все-таки больше мужское: «Мало придумать спектакль, надо еще наладить человеческий контакт с актерами». А если актеры - не профессионалы, а просто увлеченные люди, приходящие в студию «для души», без актерских навыков? А если они еще, например, и подростки, у которых так называемый «трудный» возраст? Лариса Александровна рассказывает про будни репетиций и прогонов, про то, как бывает трудно «пробиться» к человеку, заставить его жить в своей роли естественно, и мимоходом, случайно, «выдает» секрет успешной работы: «Но ничего! И самые «сложные» увлекались, втягивались, «горели» театром!» Увлечь, заразить магией театрального действа, дать почувствовать радость собственного в нем участия - и есть главный режиссерский принцип. Это, с одной стороны, непросто: попробуй-ка, скажем, взрослого человека с устоявшейся системой взглядов заставить раскрыться на сцене! С другой стороны, складывается впечатление, что самой Ларисе Александровне это удается без особого труда: она сама театром буквально дышит. Даже тяжелое время, когда народный театр, коллективом которого Лариса Ракова долго и успешно руководила, был буквально развален, театру она не изменила: растила учеников, разлетавшихся поступать в различные театральные училища, и теперь работающих в сфере культуры, готовила спектакли. Один из них - «Салют динозаврам» по пьесе Геннадия Мамлина, был поставлен дома.
- Ущемленной я себя не чувствовала, потому что были ученики. Ведь вырастить ученика равносильно подготовке спектакля, если не сложнее, - вспоминает Лариса Александровна. - О возвращении к театральной режиссуре, работе с актерским коллективом я уже и не помышляла, но вот предложили работать в ДКН Кстова, создали все условия.

Кредо профессионала
За любимое дело Лариса Александровна взялась с жаром: театр при ДКН начал работу в декабре 2010 года, а уже 28 апреля состоится премьерный спектакль комедии-водевиля «Беда от нежного сердца» Владимира Соллогуба. Классика, 1850 год - но как актуально!
- Самое печальное, что многие театры (а у меня много учеников в провинции, я часто езжу и смотрю их спектакли) идут на поводу у публики, развлекая ее, и чаще всего достаточно пошловато. Это - беда современного театра, пытающего завлечь публику, но не говорящего ей посредством спектакля что-то свое, святое, - рассуждает Лариса Александровна. - Есть, конечно, и «Современник», и Марк Захаров, но это такие столпы, у которых есть лицо театра. Деятельность же маленьких театров зачастую сводится к погоне за зрителем. Между тем, в театр нужно идти не за развлечением. Татр должен давать пищу для размышлений о себе и окружающем мире, показывать болевые точки нашего времени. Зрителя надо немного учить, в том числе и через смех, чтобы сидящий в зрительном зале человек мог посмеяться над собой. Но этот смех не должен вызываться пошлостью. Пошлость мигом прилипает, от нее потом трудно избавиться. Театр - не развлечение, а средство познать себя, чего так не хватает современному обществу, толкающего людей к внешнему блеску, но внутренней пустоте, преклонению перед деньгами и забвением духовности. Именно об этом и спектакль, который мы сейчас готовим к показу.
Для нашего города, в котором до последнего времени собственных театральных постановок с профессиональной режиссурой не было, это настоящий подарок.

Ольга Прокофьева, gazeta-olga-zem@mail.ru
Фото Аркадия Мигова

Газета «ЗЕМЛЯКИ» №13 (766) 9 апреля 2011 г.


Прочитано: 2079 раз(а)


© 2017 ООО «ИД «Земляки»



В КОНТАКТЕ С КСТОВО.РУ