loading...

Поэты, художники, музыканты, писатели г.Кстово

Окуньков Андрей

Нажмите для просмотра оригиналаВ Кстовском театре кукол – новый главный режиссер.
Андрей Окуньков – неординарный человек и яркая личность, один из режиссеров новой волны, он ставил спектакли даже в стиле rap и R’n’B, при нем областной Театр кукол города Актау (бывший Шевченко) в Казахстане был лучшим в республике. Кроме этого его постановки шли в таких городах как Санкт-Петербург, Ставрополь, Нижний Тагил, Самара, Краснотуринск и многих других. Перечислять заслуги Андрея Викторовича можно долго. Кроме всего прочего, он еще и замечательный рассказчик, поэтому беседа о театре и грядущих переменах вышла очень увлекательной.
- Андрей Викторович, определимся географически, откуда Вы родом и где сформировались как режиссер?
- Родился в городе Горький, в 1981 году окончил Горьковское театральное училище и сразу уехал в Казахстан. Притом, уехал открывать новый кукольный театр. Проработал я там 20 лет, из них 12 – в качестве руководителя театра. У меня была лучшая труппа в республике и лучший театр!
- Как получилось, что Вы выбрали профессию кукольника?
- Я не собирался быть артистом или режиссером, я хотел стать чтецом, меня интересовала эстрада. В Горьком не было эстрадного училища, и я поступил в театральный. Когда перед приемной комиссией появился маленький 15-летний мальчик и заговорил баритональным басом, педагоги задумались и отправили на кукольное отделение. Мне же было все равно – драма, кукольное, я собирался освоить профессию с точки зрения чтеца, но втянулся в процессе обучения. Уезжая работать в новый театр, я знал, зачем, куда и для чего еду, продолжил образование - окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, а также Высшие режиссерские курсы при Союзе театральных деятелей Казахстана.
- Театр кукол чем-то отличается от других театров?
- Театр кукол меня привлек меня своей образностью, процессом оживления материи, когда через картонного героя можно передать целую судьбу.
Нажмите для просмотра оригинала- То есть зритель должен вынести для себя что-то из театральной постановки?
- Естественно! Ведь можно выйти на сцену, скорчить рожицу, и дети будут хохотать от восторга, но принципиально важно – какой моральный урок ребенок вынесет из такого театра. Все в школе учили простую истину – в русской народной сказке есть глубокий смысл. Русская народная сказка вся дидактична, в ней заложен обучающий материал.
Кто расскажет ребенку истинный смысл сказки? Родители читают детям эти сказки ради сюжета или чтобы ребенок поскорее уснул. Мы в театре не ставим во главу угла сюжет – мы играем отношения. Возьмем пример – сказка «Курочка ряба» о чем? Это сказка о чуде, о том, как легко его разрушить, дед с бабкой просто не готовы были к этому чуду.
А «По щучьему веленью»? Неправильно думать, что это сказка о лентяе Емеле. Нет, это сказка о талантливом человеке, у которого все есть - печь, которая сама едет – это паровоз; ведра, которые сами воду несут – это водопровод; сани которые едут сами – это автомобиль. Как у каждого мастера, творческого человека, у Емели есть свой секрет, который он не станет никому выдавать. Как все появляется - а по щучьему веленью – универсальный ответ.
Человеческий мозг устроен таким образом, что он не забывает ничего – что когда-либо видел, слышал. Все хранится до поры. Когда возникает незнакомая ситуация, мозг начинает работать как электронная схема – нейроны цепляются друг за друга, выстраивается ассоциативный ряд.
Театр должен вырабатывать эту реакцию на раздражители. Я не собираюсь конкурировать с семьей, школой, двором, телевизором и Интернетом. Мне часто приходилось слышать – театр должен учить, растить, воспитывать. Ничего подобного! Театр дает понять, что есть другой мир, отличный от того, что дети видели в обычной жизни.
Когда балерина в сказке Андерсена сгорает, она должна сгорать по-настоящему – дети должны слышать, как пурпурное сердечко брякается о сцену. Этот звук должен остаться у них в душе.
Нажмите для просмотра оригинала- Многие не ходят в театры – предпочитают 3D, компьютеры и телевидение. Как будете привлекать зрителя?
- Никак, силком тащить в театр не надо. Искусство нельзя внушать насильно – это как религия, дело свободное. Приходят люди в театр, есть в этом потребность – хорошо. Другое дело, что нужно с детства сформировать эту потребность. Когда ребенок видит, что это не лживое, не фальшивое существование на сцене, то ему становится интересно, он приходит снова и снова. Так вырастает театральный зритель. Для этого есть целевые походы в театр – от садика и школы.
Мне всегда важно и интересно понять, что же пытается сказать режиссер, уловить новое прочтение пьесы. Скажем, Островского и Чехова – ставили столько раз, что сюжет известен от и до. Но мы не идем в театр следить за сюжетом – интересно увидеть, как режиссер и актеры трактуют пьесу.
- Постановки для детей и взрослых чем-то отличаются?
- Не бывает спектаклей для взрослых или для детей. Можно интересно поставить любой спектакль. Другой вопрос, что есть сюжеты неинтересные взрослым и непонятные детям. А ставить-то надо одинаково - абсолютно честно.
- Кстовчанам стоит ждать неожиданных режиссерских решений?
- Сейчас молодой начинающий режиссер из Нижнего Новгорода Марат Сабиров сдает новый спектакль «Гадкий утенок». Я пока занимаюсь организационной работой, а не творческой. Ближайшая моя постановка – новогоднее представление. Этот спектакль не будет похож на предыдущие постановки, которые здесь были. Я не уповаю на форму, это дело вторичное. Пока повторюсь, моя задача не совсем творческая – я несу ответственность не только за постановку, но и за то, как театр будет дальше развиваться.
Нажмите для просмотра оригинала- И что в ближайших планах?
- Сейчас стоит вопрос формирования нового репертуара. В театре явный дефицит классических произведений и народного материала. Есть большое количество спектаклей для маленьких детей, но они морально устарели. Сценография и механика спектаклей устарела. Возможно, эти спектакли сохранят названия, но постановки будут совершено новыми.
Стоит вопрос о новом здании. Сцена непрофессиональная, маленькая, она не оборудована коробкой, куда уходят все кулисы, порталы, световое оборудование. Мы пока не говорим о творческой части вопроса, все касается пожарной безопасности.
Зрительный зал не оборудован для комфортного приема зрителей. Он маленький – есть некая интимность, этим он хорош. Но все-таки принимать детей, когда есть опасность пожара – недопустимо.
Город вполне может позволить себе новое здание – Театр кукол так и просится на территорию Детского парка.
Нужно вырастить своего зрителя. Надо приучить, чтобы дети шли в театр, и для них это было событие! Надо осваивать район – сельские дети не должны быть лишены «Кота в сапогах», «Русалочки» и других спектаклей.
Будем наращивать штат, сейчас в театре работают Наташа Тюгина, Алеша и Ира Боровитины, Таня Дмитриевская, Настя Кухарева и Кирилл Ткаченко. Ребята все молодые, готовые работать.
Думаю, у нас все получится.
Светлана Зайцева, gazeta@3em.ru
Фото Марка Смирнова
"Земляки" №41 (845) от 20 октября 2012


Прочитано: 2380 раз(а)


© 2017 ООО «ИД «Земляки»



В КОНТАКТЕ С КСТОВО.РУ