loading...

Поэты, художники, музыканты, писатели г.Кстово

Житков Вячеслав Борисович

Нажмите для просмотра оригинала Предприимчивая плутовка-Лиса, и доверчивый увалень-Медведь стали новыми обитателями Кстовского Театра кукол, а вместе с ними на забаву юным зрителям здесь появился спектакль «Удачная история, или Как Лиса Медведя обманывала». Это уже четвертая премьера театра в нынешнем сезоне.
Спектакль стал дебютным для режиссера и художника-постановщика Вячеслава Житкова. Встретиться и побеседовать с ним о театре, зрителях и новых проектах нам удалось накануне профессионального праздника всех кукольников, который отмечался 21 марта.
Театр кукол
без границ

- Вячеслав Борисович, узнать Вас как режиссера-постановщика можно, побывав на спектакле, но не всем посчастливилось знать Вас как человека. Где берут начало Ваши корни?
- Я из города Дзержинска. По первому образованию я художник, по второму - режиссер. В театре я работаю уже 20 лет. Начинал трудовую деятельность в Дзержинском Театре кукол художником-скульптором. В Дзержинском драматическом театре работал как художник-постановщик, потом поступил на режиссуру в Ярославле. Потом работал в Тольятти художником-постановщиком. Затем уехал в Москву, где четыре года работал в Московском областном театре кукол как заведующий постановочной частью.
В этом году вернулся в Нижегородскую область. Мой однокурсник Марат Сабиров работал в Кстовском Театре кукол и пригласил меня сюда.

- Но как все-таки театр пришел в Вашу жизнь и как Вы пришли в театр?
- Я никогда не думал, что буду в театре работать, по профессии я гравер-ювелир и хотел работать по своей специальности, в кузне, заниматься художественной ковкой по металлу.
В театр попал случайно, в то время проходили ежегодные фестивали «Театр кукол без границ». Все, что я увидел, настолько меня впечатлило, что я решил остаться в театре.

- Почему Вы выбрали именно кукольный театр?
- Когда я окончил художественное училище, у меня был выбор - драматический театр или театр кукол. Мне показалось, что для художника больше перспектив работы в театре кукол, так как здесь преобладает изобразительное искусство, нежели драматический театр.
- Начинали Вы как художник-скульптор, а в какой момент поняли, что хотите ставить спектакли?
- Мне кажется, любой человек, когда приходит в свою профессию, хочет развиваться, двигаться вперед. Мне было интересно в Театре кукол. Хотелось и скульптором работать, и механику делать, в бутафорском цеху попробовать себя. У меня было много вопросов: что и как работает. Так постепенно я стал делать эскизы, у меня всегда было свое видение того или иного произведения. Я обычно помогал художнику-постановщику, а когда представилась возможность самому попробовать свои силы в постановке спектакля - согласился.
Кстати, в Кстово меня изначально пригласили как художника. С Андреем Окуньковым мы сделали новогодний спектакль. Потом «Как Лиса Медведя обманывала» я уже делал как художник и как режиссер.

- Вячеслав Борисович, как Вы считаете, кукольный театр - это развлекательное зрелище, искусство или воспитательный процесс?
- Никого и никогда не собираюсь учить своими работами, будь то спектакли, инсталляции, куклы. Если люди пришли смотреть на мои работы, если их что-то заинтересовало, взволновало, заставило сопереживать - значит, все получилось. Заниматься нравоучениями я не хочу.
- То есть спектакли - больше развлекательный процесс?
- Это не просто развлечение для зрителя. Должна быть внутренняя работа души. Я своими работами хочу заставить зрителя сопереживать тому, что происходит на сцене. Я сам также оцениваю любое произведение: если меня что-то взволновало - значит, работа сделана хорошо.
А если вышел со спектакля, и сказать нечего - это просто «жвачка», рассказ ни о чем. Если смотришь спектакль и за этим видишь художника, его отношение к жизни, что он думает, что он хочет сказать - тогда это интересно.
В этом и заключается работа режиссера - подтолкнуть зрителя к некоему размышлению, сопереживанию.

Театр - это вам
не 3D

Нажмите для просмотра оригинала - У современных детей множество развлечений: от кинотеатров 3D и до супертехнологичных игрушек, а как привлекать зрителя в театр?
- Сложно конкурировать с компьютерными играми, телевизорами - дети избалованы этим. Но театр - это совершенно другая история. Мы создаем в пространстве сцены маленькую жизнь, но и не забываем, что любое произведение должно быть актуальным. Есть, конечно, вечные вещи, которые заставляют сопереживать - любовь, власть, деньги. Все Шекспировские истории актуальны до сих пор.
Однако нужно жить в ритме того времени, в котором мы сами живем, разговаривать со зрителем на его языке. Всегда есть риск, когда ставишь новый спектакль. Нужно найти ключ к литературному материалу, чтобы он зазвучал, стал интересным. Использовать какие-то новые элементы в костюмах, в сценографии.
Для меня это не философия, я так работаю.

- Можно сказать, что существует мода в кукольном мире? Меняется вид кукол, как, например, менялись костюмы в балете?
- Есть стилистика. У каждого художника есть свой стилистический ряд, каждого можно узнать по его работам. Это как почерк у человека. Но и мода, несомненно, существует. Когда появилось маппет-шоу, американские мультики, конечно, все это оказало огромное влияние на внешний вид новых кукол. Это новое восприятие мира. За этим гнаться не нужно, нужно искать свое собственное восприятие. Научиться пользоваться новыми инструментами нужно, но полностью отказываться от каких-то базовых вещей не стоит. Нужно посмотреть, все изучить и использовать на базе той школы, какая есть в наших спектаклях.
В мире происходит много интересного и этим нужно пользоваться. И очень здорово, что в Кстове собрался молодой коллектив, приходят молодые режиссеры, которые пытаются это делать. Потому что в Нижегородском театре кукол, в Дзержинском театре кукол это сделать очень сложно - там сформировался свой коллектив. У них есть свои стереотипы, догмы, которые очень сложно преодолеть. Сейчас нужно пользоваться моментом, пока есть молодой коллектив.
На минувшей неделе в Нижегородской области проходил ежегодный фестиваль государственных и муниципальных театральных коллективов «Премьера сезона». Каждый театр выставляет один спектакль. Оценивают критики из Москвы и Санкт-Петербурга.
Наш театр выставил спектакль «Тринадцатая звезда». Критики отметили наш коллектив - сказали, что очень молодой, замечательный, сработанный коллектив. Отметили Наталью Тюгину - она получила диплом и небольшой грант за роль Вислоухой в этом спектакле. Сказали, что есть перспективы.
Главная задача сейчас наладить производство. Здесь есть свои бутафорский, столярный и конструкторский цеха - это большое производство. Нужно, чтобы люди поверили нам, чтобы зритель пошел к нам, чтобы учредители вкладывали в этот театр деньги. Просто так ничего не бывает.

- Новые постановки готовите?
- Алексей Боровитин - артист театра, получил грант на постановку спектакля «Рождественская песнь» по Диккенсу. Марат Сабиров, режиссер спектакля - написал инсценировку. Я буду делать спектакль «Иван-царевич и Серый Волк». Приглашенный режиссер Яков Мер будет ставить «Пирожок для бабушки» по мотивам «Красной Шапочки».
Беда в том, что Кстово - город очень маленький. Чтобы зритель сюда пошел, нужно часто делать премьеры. Необходимо расширять производственные помещения. Их нам катастрофически не хватает!
Нужно «облагородить» зрительный зал: заменить кресла, сделать звукоизоляционный потолок, нужен профессиональный свет и звук - все это требует капиталовложений. Надеемся, следующий театральный сезон зрители встретят в новом зале!
Я за театр-дом, чтобы люди приходили к нам как в гости. Камерность нашего Театра к этому очень располагает. Пусть академизм остается только на сцене, в работе актеров, чтобы зрители не приходили как в музей, чтобы им приятно было возвращаться сюда.


Беседовала Светлана Зайцева
gazeta@3em.ru
Фото Аркадия Мигова
(«Земляки» №12 (918) от 29 Марта 2014 г.)


Прочитано: 2426 раз(а)


© 2021 ООО «ИД «Земляки»



ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ ГОРОДА КСТОВО