loading...

Поэты, художники, музыканты, писатели г.Кстово

Пронин Сергей Васильевич

«Главное - любить музыку»

Нажмите для просмотра оригинала Когда слушаешь ту или иную композицию, которая задевает потаенные струны души, хочется знать, кто автор
и исполнитель понравившейся песни. Однако чаще всего один из творцов остается в тени -
это звукорежиссер.
Порой кажется, что его дело - просто техника. На самом деле, звукорежиссура - это настоящее искусство. Ведь иногда вклад звукорежиссера в успех того или иного трека бывает сопоставим с вкладом самих музыкантов.
Знакомьтесь - Сергей Пронин - заведующий отделом звукозаписи департамента культуры МБУК «ЦКС» Кстовского района, профессиональный звукорежиссер.
Готовясь к интервью с Сергеем Васильевичем, я прочитала, что в одном парижском учебном заведении, выпускающем звукорежиссеров, есть специальный экзамен на интеллигентность, на умение обращаться с людьми и предметами. Сергей Пронин, несомненно, получил бы отличную оценку, доведись ему участвовать в подобном тесте.
Его чуткость и интеллигентность позволяют добиваться удивительных творческих успехов при записи как вокальных, так и инструментальных партий. А ведь артисты, творческие личности - люди очень разные, эмоциональные, сложные.
Более того, в работе ему приходилось сталкиваться с людьми, которые просто не знали нот. И требовалось создать такую раскрепощенную атмосферу, чтобы человек не стеснялся, полностью раскрылся, выдал нечто действительно замечательное и выразительное.
С Сергеем Васильевичем мы встречаемся в его вотчине - звукозаписывающей студии, в окружении аппаратуры, подмигивающей разноцветными лампочками.

- Эта студия департамента культуры, отдельного помещения мы ждали семь лет, до этого, где мы только не находились, вплоть до вентиляционной администрации, - с невеселой улыбкой рассказывает мой собеседник. - За помещение огромное спасибо директору департамента культуры районной администрации Андрею Юрьевичу Серову, мы получили свой дом. Еще одна благодарность - директору компании «Стройтрейд» Александру Николаевичу Кузнецову, который безвозмездно нам все здесь отремонтировал. Очень большую помощь в техническом оснащении студии оказывает мой непосредственный директор Ирина Геннадьевна Шишугина.

- Сергей, чего в Вашем творческом арсенале больше - звукорежиссера, аранжировщика или профессионального музыканта?
- Всего понемногу. Более того, одно без другого невозможно. Я прошел путь от музыканта до звукорежиссера. Учился в музыкальной школе по классу «баян». Потом - техникум, армия, завод. Музыкой не прекращал заниматься никогда, выступал в составе различных вокально-инструментальных ансамблей. А потом Галина Васильевна Никулина пригласила поработать в группу «Радость». Мы до сих пор сотрудничаем. Потом была консерватория по классу «звукорежиссура», и вот я здесь. Сейчас уже не выступаю как музыкант. Нахожусь исключительно по ту сторону сцены, за режиссерским пультом.

- Кто приходит к Вам записываться?
- Все Дома культуры. Приходят все подразделения администрации. Например, сильная половина администрации города делала своим женщинам подарок на Восьмое марта - записала поздравительный ролик с песней.
Приходят люди и «со стороны» записывать песни. Сейчас на юбилеи или на свадьбу стало модно дарить песни. Приходят, говорят, слуха у меня нет, чувство ритма приблизительное, сейчас наговорим что-нибудь, а ты все сделаешь.
(Смеется.)

- Вы когда приступаете к работе, уже представляете ее окончательный вариант?
- Обычно, все вырисовывается в процессе. Сначала важно понять, чего хочет исполнитель. Понять и осуществить. Нельзя ко всем работам подходить одинаково, иначе все песни, все исполнители будут на одно лицо. Конечно, многое зависит от аранжировки, однако в перспективе звуковая картинка должна быть индивидуальной. К примеру, работали мы с девушкой из Городца, писали ей фонограммы народных песен в стиле рок.
Вообще, если начинается работа с исполнителем, с которым ранее не был знаком в музыкальном плане, то лично я первые несколько дублей - это уже после отстройки приборов - пытаюсь выяснить возможности артиста, пытаюсь выяснить, что можно от него требовать, каков его потолок и есть ли он вообще. Нужно ли заставлять перепевать или переигрывать неудачные дубли или это уже предел и на этом следует остановиться.


- Что же делать, если в результате многочисленных дублей не удается спеть или сыграть, как требуется?
- На современном этапе развития техники возможно все. Делаем из обычных людей звезд эстрады. (Смеется.)
Вообще, редко какая запись делается с одного дубля. Из всех записанных дублей выбираются лучшие, иногда какие-то части, куски - куплет, припев или даже слова. Однако в последнем случае можно потерять настроение, если оно было изначально, конечно...

- Тут мы плавно переходим к редактированию...
- Когда треки записаны, выбираем лучший или составляем его из частей. Это уже стадия редактирования. Чем выше уровень вокалиста - тем меньше у звукорежиссера работы. Кто-то приходит с вполне нормальными вокальными данными. Были люди с шикарными голосами, только их почему-то нет на нашей эстраде.
Сами себе и бэки прописывали. Приятно было работать, но такое нечасто бывает.
При работе с вокалистом высокого класса речь идет не о выборе наиболее чисто спетых кусков, а об интонировании или ритмичности, тут уже важнее задушевность исполнения, подача... Отбираются треки или части треков, которые «цепляют». То есть проблемы совсем другие.


- Музыка и вокал записываются сразу вместе или по отдельности?
- Здесь куча вариантов - кто-то сразу все это делает. Я считаю, лучше все делать последовательно - записали фонограмму, записали голос. Потом все это свели, послушали. Не понравилось - заново записали.

- А разного рода эффекты тоже пишутся отдельно и добавляются потом как вишенка на торт?
- Звуки вставляются в уже готовые композиции - в программах существуют свои библиотеки, все необходимое есть там. Сейчас повальное увлечение бумбоксом, все эти звуки также есть в компьютере.

- Перед встречей с Вами прочитала, что звукорежиссура - это способ неестественными средствами добиться естественного звучания. Что же это за средства?
- Все что угодно - скрип стойки, хлопок дверью. Если смять пакет целлофановый несколько раз - в записи это будет похоже на шаги по снегу. Это помогает в озвучке новогодних спектаклей - этим мы тоже занимаемся. Это отдельная ипостась работы.
Кроме того, в арсенале звукорежиссера присутствует очень много разных приспособлений, программ, в которых куча всяких технических примочек и тонкостей - обработки вокала, эквалайзеры и многое другое. Все можно подтянуть, сделать красиво. После
5-6 часов работы получается шикарный трек.


- Получается, звукорежиссер - это джинн, исполняющий музыкальные желания!
- Просто мне очень нравится моя работа, здесь все интересно. Главное - любить музыку.



Беседовала Светлана Зайцева
gazeta@3em.ru
Фото из архива Сергея Пронина
(«Земляки» №33 (939) от 23 Августа 2014 г.)


Прочитано: 1077 раз(а)


© 2017 ООО «ИД «Земляки»



В КОНТАКТЕ С КСТОВО.РУ