loading...

Поэты, художники, музыканты, писатели г.Кстово

Карпова Мария

У художника должно быть чувство неудовлетворенности

Какой он, современный художник? Что он рисует - поп-арт, авангард, какие-то эпатажные полотна? Супруги Мария Карпова и Анатолий Мельников выбрали для себя серьезный классический стиль: ребята расписывают храмы, пишут иконы и чувствуют себя на своем месте.

 

В Академии художеств - счастливое время

- Почему именно классика? Как вы пришли к этому?

Мария и Анатолий за работой Анатолий: - Для меня живопись - процесс познания. Постепенно, в силу накопления жизненного опыта, меняется мировосприятие, мировоззрение, оформляются более отчетливо жизненные принципы. И в соответствии с этим меняется художественный язык и понимание того, что и как изображать. В классическом искусстве ярко выражен принцип целостности, который отцы церкви называли целомудрием, и который, на мой взгляд, является одним из основополагающих в этом мире. Он во многом определяет особенности стиля. Современное искусство разрушает целостность личности, поэтому мне оно не близко.

Мария: - Полностью согласна с Анатолием. Хотя лично я прошла через увлечение разными стилями и направлениями. В художественном училище хотелось подражать и Гогену, и Матиссу, и Серебряковой, и Лубенникову. Самовыражение и творчество были во главе угла. А после мне довелось впервые участвовать в росписи храма в академическом стиле. И там я обнаружила, что я полнейший профан в своем деле. Не могу написать кисти рук, головы, складки одежды. Мне пришлось изучать искусство старых мастеров, которыми я никогда не увлекалась и чье творчество считала чем-то отжившим и неактуальным. Отныне они стали моими учителями и вдохновителями. Я открыла для себя новый мир. Их язык стал мне близок как никакой другой.

 

- Несколько лет назад вы переехали в Петербург. Как жилось в Северной столице?

Мария: - Это было очень счастливое время. Мы вместе учились в Академии художеств, чьи стены хранят память о ее великих основателях и учителях. Почти все русские художники XVIII-XX веков, сыгравшие ключевую роль в становлении нашего искусства, когда-то сами учились и преподавали здесь. Мысли об этом и окрыляли, и задавали планку в творчестве. Мы закончили обучение в мастерской церковно-исторической живописи профессора А.К. Крылова, что дало нам возможность не только писать живую модель, копировать работы мастеров в Эрмитаже, рисовать античную скульптуру и изучать анатомию, но и прикоснуться к миру древнерусской живописи и монументального искусства в целом. Нам довелось копировать уникальные фрески в храмах XIV, XVI и XVII веков в Пскове, Можайске и Ярославле. В городе Пушкин в Федоровском городке - красивейшем памятнике русского стиля начала ХХ века - мы делали восстановительные картограммы росписей сводов. Это уменьшенные копии почти уже утраченных фресок с реконструкцией их первоначального вида. Работа кропотливая, но на наших глазах «ожил» причудливый узор в рубиновых и изумрудных тонах.

 

Смерти нет

Большая икона пишется около полугода- Учиться на художника интересно. А легко ли потом найти работу?

Анатолий: - Как правило, мы не занимаемся целенаправленно поиском работы. У нас нет привязанности к какому-то рабочему месту. Обычно бывает так: человек увидел наши произведения, ему понравилось, и он обратился к нам. Среди наших друзей много художников, архитекторов, скульпторов, мастеров керамики и витража. Бывает, коллеги предлагают сотрудничество. Несколько лет назад был период, когда не было работы, а теперь порой приходится отказываться от предложений - просто не успеваем за все браться. Сейчас мы пишем иконы в иконостас храма Ильи-пророка в Кировоградской области Украины. Здесь перед нами стоит интересная задача: создать цельную композицию из более чем 30 икон, которая бы органично вписалась в систему росписи храма и стала его смысловым и художественным центром.

Мария: - А этой зимой мы закончили росписи стен трапезной в ресторанном комплексе «Красные палаты» Троице-Сергиевой Лавры. Это место, поражающее своей историей и величием. В орнаментальных росписях мы использовали мотивы русского стиля, дали волю фантазии и творчеству. Помогли нам те же самые картограммы фресок Федоровского городка. Когда исчезает живопись в одном историческом памятнике и есть возможность дать ей вторую жизнь в другом - по-моему, это здорово.

 

- Вы чувствуете ответственность перед людьми?

Мария: - То, что я делаю, изначально мне не принадлежит. Икона - это образ, помогающий человеку обратиться к Богу в молитве. И вот этот образ появляется из-под моей руки. Когда я думаю об этом - я, мягко говоря, «чувствую ответственность». Я бы сказала, что для меня эта ответственность слишком большая. Поэтому отношусь к своему творчеству как к служению, и в то же время как к дару. Отсюда и требовательность к себе, и радость.

 

Настоящих художников немного

- Как долго рисуются картины?

Мария: - Бывает, что в два-три раза дольше, чем планируем. (Смеются). Мы не используем готовые образцы и продумываем в своем произведении всё - от главной идеи до каждой детали. От месяца до полугода может писаться одна икона в зависимости от задач, технических и творческих. Сначала рисуется небольшой эскиз - в нем рождается основной замысел. Затем в натуральную величину исполняется рисунок с подробной проработкой деталей. Решаются образы, жесты, складки, орнаменты. Лишь затем изображение переносится на доску и начинается собственно живопись. А в ней все тоже не так просто. Мы пишем многослойно, используем цветные и гризайльные подкладки и лессировки (полупрозрачные слои краски). Стараемся добиться нерукотворности и гармоничного цветового звучания.

 

- Что важнее, хлеб насущный или творчество?

Анатолий: - Не думаю, что это понятия взаимоисключающие, пока есть люди, которые могут оценить труд художника.

Мария: - Можно писать реплики с готовых образцов и иметь стабильный заработок. У нас был такой опыт, но мы пришли к выводу, что труд, который нас кормит, должен быть не рутинной исполнительской работой, а интересным и давать возможность творить.

 

- Сейчас вы временно вернулись в Кстово?

Мария: - Пока решили здесь пожить и писать эту работу в родном городе. А тут меня ждало новое приключение. Судьба свела меня с людьми, которые меня вдохновляли, учили и поддерживали, когда я еще маленькой девочкой пришла в Детскую художественную школу. Раньше мы были учитель и ученики. А теперь мы - трое коллег-художников: Наталья Гольдбергер, Анастасия Макаркина и я. Вместе мы создали творческую мастерскую «Киви», где занимаемся живописью, рисунком, разными техниками, проводим мастер-классы. Мы приглашаем взрослых и детей присоединиться к нам, перенять наш опыт и ощутить радость творчества.

 

 

Беседовала Виктория Кучинова

gazeta@3em.ru

Фото Сергея Черняева и из архива героя

(«Земляки» №48 (1105) от 09 Декабря 2017 г.)



Прочитано: 754 раз(а)


© 2018 ООО «ИД «Земляки»



ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ ГОРОДА КСТОВО