loading...

Популярные работники сферы образования и воспитания г.Кстово

Митрофанова Надежда

Нажмите для просмотра оригиналаПервое, что замечаешь в холле станции юных туристов - палатка с импровизированным костерком. Потом фотографии и рисунки, которые украшают буквально все стены. Это выставка «Светлужье-2», своеобразный отчет
о третьем этапе исследовательской экспедиции по Ветлуге, предпринятой участниками эколого-краеведческого кружка при СЮТур, преподавателями, и, конечно, неизменной вдохновительницей всей научно--исследовательской работы кружка Надеждой Митрофановой.
Она же знакомит нас с выставкой, подробно рассказывает об экспедиции, ее участниках и обо всем, что изображено на фотографиях и рисунках.
Любовь к романтике «дальних странствий», да еще и с научными целями, живет, пожалуй, в каждом, но, слушая увлеченный рассказ Надежды Николаевны, начинаешь понимать, насколько это интересно и увлекательно.
А начинается все, как водится, с человека...
- Я биолог по образованию (так и хочется добавить - и по призванию!) Почему биология? Все просто - всегда нравилось изучать природу. У нас в роду много медиков, и все были уверены, что я пойду той же дорогой, - рассказывает Надежда. - Но я решила: «Нет, медиком не буду!» Биология же всегда была интересна. А еще я люблю путешествовать, поэтому и выбрала в университете имени Лобачевского не кафедру биохимии, а кафедру зоологии - она «легкая на подъем». Например, моя первая экспедиция после окончания первого курса в один из серьезных заповедников нашей страны. Незабываемо! Тогда я почему -то решила, что буду заниматься бобрами: они мне казались такими таинственными! А мне сказали: «Девушка, у вас слишком хрупкий вид, чтобы таскать большие коробки (ловушки для бобров, в которые их ловят, метят и отпускают), идите учитывайте птиц. Тогда я впервые участвовала в кольцевании птиц. Потом отправили на дальний кордон, дали карту, и каждый день, проходя какой-то определенный маршрут, я все на ней фиксировала. Я сначала такая трусиха была, любого шороха боялась - по маршруту ведь в одиночку ходишь. Но там было очень легко ориентироваться, да и сам заповедник чудесный.
Мне интересно заниматься исследовательской работой, я и растения, и животных изучаю. С одной стороны - обычное дело, но оно мне очень нравится. Нравится заниматься с детьми, которым это интересно, нравится, когда дети открытия делают. Да я и сама люблю учиться! Когда мы организуем наши летние лагеря, где отдых совмещен с обучением, приглашаем разных преподавателей, всегда хожу к ним на занятия. Стараюсь совершенствоваться, постоянно что-то новое узнавать.
Сначала Надежда, по ее словам, педагогом быть не планировала. После окончания учебы они с мужем, тоже выпускником университета, взяли направление в министерстве рыбной промышленности и на три года уехали в Забайкалье. Там, на Баргузинском рыбоводном заводе, стоявшем на берегу живописной реки Ины (приток Баргузина, впадающего в Байкал) они занимались разведением легендарного байкальского омуля.
- Дело в том, что в природе 99% икры этих рыб погибает. Мы же своей работой спасали около 10%. Вроде, немного, но в десять раз больше, чем в природе! - говорит Надежда. - После возвращения в Кстово работала в институте агропромышленного комплекса, где занималась проблемой биологической активности почв. Мы испытывали различные способы обработки почв, смотрели, какой способ обработки наиболее эффективный, наименее энергоемкий, наиболее дешевый. Старший научный сотрудник, с которым я работала в паре, исследовал агротехнические приемы, а я смотрела, как это влияет на активность почв. Работа была очень интересной, и я думаю, что никогда бы оттуда не ушла, если бы не перестройка, во время которой все научные исследования прекратились. Думала, работать больше не буду, отдохну, но прошло четыре месяца, и я не выдержала, - улыбается Надежда.
Так, в ноябре 1995 года она вступила на педагогический путь. Начался он со станции юных натуралистов, а с 2003 года продолжается на станции юных туристов, где Надежда работает в должности заведующей краеведческим отделом.
Но страсть ни к новым открытиям, ни к путешествиям никуда не ушла, напротив. Ведь сейчас путешествия можно совмещать с открытиями, да еще и дарить эту радость единения с природой и познания нового тем, кто готов воспринять это всей душой - увлеченным юным естествоиспытателям!
- Наша первая экспедиция с детьми была совсем недолгой - на три дня.
Тогда мы впервые ставили палатки, причем своих не было, искали по друзьям. Но, поняв, что теперь мы будем заниматься такими выездными исследованиями всерьез, закупили необходимое, в том числе и серьезное оборудование для исследований. А в 2002 году я попала в школу выживания на базе областного центра детского туризма, в лагерь на Керженце, познакомилась с массой интересных людей. Это был толчок к развитию, и у нас началась пора передвижных лагерей. Четыре года назад мы отправились в поход на байдарках, вот уже три года каждое лето проходим новый участок маршрута по Ветлуге, а в позапрошлом году впервые пошли пешком по маршруту Мельникова-Печерского, известного нижегородского писателя, краеведа и этнографа. Представляете, мы шли четыре дня, и ни одного населенного пункта на пути! Именно тогда я поняла, что леса бояться не нужно. Уверена: как бы ни казалось, что заблудился - все равно выберешься, все равно куда-то выйдешь. Самое главное, действовать разумно и не паниковать.
Пожалуй, этот подход и помогает Надежде Митрофановой в одиночку и совместно с другими увлеченными преподавателями, студентами и детьми продвигать массу интересных и полезных проектов, кружков и конкурсов. Это экспедиции, кружок «Математика и природа. Гармония сфер», проекты «Береговые овражные экосистемы» (кстати, взявший первое место во Всероссийском конкурсе экологических проектов учащихся!), «Сохраним чистоту нашего леса», «Весенние палы», экспериментальная площадка на базе станции юных туристов «Исследовательская деятельность - эффективный способ изучения краеведения в основном и дополнительном образовании», эколого-краеведческий кружок... И это далеко не полный перечень направлений работы этой интереснейшей женщины и ее соратников.
И хотя, по словам Надежды, иногда возникают мысли о том, что работа не приносит должного результата, но участники экспедиций, если и не связывают свою жизнь с биологией, то сохраняют «экологический подход» во всем, чем бы ни занимались, видят родной край и узнают много нового. Растут деревья, посаженные ребятами на берегах Волги и Лукерьинских оврагов для укрепления почвы. Есть результаты. Значит, и дело не бесполезное.
Ольга Прокофьева
gazeta-olga-zem@mail.ru
Фото Александра Юсова
(газета «ЗЕМЛЯКИ» №10 (610) от 15 марта 2008 г.)



Прочитано: 4181 раз(а)


© 2017 ООО «ИД «Земляки»



В КОНТАКТЕ С КСТОВО.РУ