loading...

Популярные работники сферы образования и воспитания г.Кстово

Малюсова Ирина Алексеевна

Детей к книгам нужно приручать

Нажмите для просмотра оригинала Дети больше не читают с фонариком под одеялом, да и при свете дня делают это не слишком охотно. Давайте не будем себя обманывать, что «время такое», и не социальные сети опутали наших детей, мы сами их туда отправили, потому что смертельно устаем, а отдыхаем почему-то все в тех же соцсетях и в интернете. Хорошо, что выход из тупика есть - простой и бесплатный - школьные библиотеки, которые 23 октября по всему миру будут праздновать свой день.
Ирина Малюсова, педагог-библиотекарь гимназии №4 рассказала «Землякам», что читают современные дети и читают ли вообще.
Образование - только начало

- После школы я, можно сказать, за компанию поступила в университет на исторический факультет, - говорит Ирина Алексеевна. – Однажды освободилось место библиотекаря. И мне директор Иван Кузьмич Козлов, сказал: «Ира, пойдешь в библиотеку, хотя бы временно?». И я пришла, и оказалось, что это мое место.Здесь я в гуще школьных событий, выхожу в классы, рассказываю ребятам о поэтах, писателях, конференции по книгам проводим, библиотечные уроки, где учим информационной грамоте.
- То есть, в век компьютеров и интернета дети еще приходят искать информацию для докладов в библиотеку?
- Конечно. Мы учим ребят тому, что в интернете можно найти информацию, но она не всегда может быть достоверна, поэтому ее нужно проверять и перепроверять. А пока вы смотрите книгу, дойдете до нужного места, прочитаете попутно еще много интересного.
Чтение как искусство

- Электронными книгами у нас в школе не рекомендуют пользоваться, - продолжает Ирина Малюсова. - Я проводила как-то открытый урок, давала детям анкеты, спрашивала - для чего вам нужны книги. Кто-то любит, как пахнет книгами, а одна девочка написала: «Я люблю шелестеть страницами». Электронными книгами не пошелестишь. Чтение бумажных книг - это какое-то искусство. Конечно, у насесть проблема - совершенно нас не финансируют, кроме учебников. Мало современных авторов, дети сами приносят современные книги. Я не отказываюсь. Хотя они стали возвращаться к хорошим книгам: «Белый Бим Черное Ухо» Г. Троепольского, читаем Лиханова «Мой генерал», «Весенние перевертыши» В. Тендрякова о первой любви - такие книги, которые духовность возрождают. Дети иногда сами просят посоветовать почитать что-то для души.
- И что Вы советуете?
- Советую и современные книги, и книги, вошедшие в золотой фонд мировой литературы - Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков», к примеру. Очень хорошая философская книга для детей среднего возраста. Надо такие книги читать.
Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения

- А родители приобщают детей к книгам?
- Опять же провожу анкетирование, спрашиваю ребят - читают ли ваши родители? Знают ли родители, какие книги вы читаете, помогают ли они вам в выборе книг? Понимаю, что да, помогают. Иногда спрашивают книги из нашего детства, 70-80-х годов. Спрашиваю, откуда слышал про такую книгу, а мне, говорит, мама порекомендовала. Таким образом, родители тоже начинают возвращаться к книгам своего детства.
Так, Гайдар у нас появился опять. Одно время только «Чука и Гека» читали и «Тимура и его команду». Сейчас читают и «Судьбу барабанщика». Начинаем возвращаться к тем добрым книгам, которые учат дружить, сопереживать и возрождают нравственность.
Обидно, когда вижу в ответах, что некоторые родители не интересуются, что читают их дети. Я потом эти анкеты учителям отдаю, а они выходят на родительские собрания. Родители, может, даже не задумываются об этом, что детей нужно с детства к книгам приучать, приручать, а чтобы приобщить детей к чтению, нужно самим читать.

- Сложно приучить читать ребенка, как это вообще можно сделать?
- Мамы и папы теряют уникальную возможность содержательно пообщаться с ребенком, понять его мысли и чувства. Они могли бы научить его читать творчески, черпать в книге духовные силы. Если книги в доме что-то значат, ребенок это считывает. Если родители сами заинтересованы, можно ребенка приучить. Если не обращать внимания на то, что ребенок читает или не читает, ничего не получится. Ко всему нужен труд. Но если зададитесь такой целью, все возможно. Не сейчас, не завтра, но ребенок придет к этому. Однажды детскую писательницу Астрид Линдгрен спросили, есть ли у книги будущее. Оно есть как у человека, так и у книги. Если однажды мы научились черпать радость в книгах, то нам без них уже не обойтись. Желаю всем находить радость и удовольствие в книгах.
Беседовала Светлана Зайцева
gazeta@3em.ru
Фото Сергея Черняева
(«Земляки» №39 (1098) от 17 Октября 2017 г.)


Прочитано: 88 раз(а)


© 2017 ООО «ИД «Земляки»



В КОНТАКТЕ С КСТОВО.РУ