Профессиональный праздник - День работников морского и речного флота Геннадий Васильев в этом году, чуть ли не впервые, отметит на суше, а не за штурвалом судна.
А между тем, начиная с 1972 года, когда 16-летний парень родом из Чебоксар поступил в Горьковское речное училище, его судьба непрерывно связана с водными артериями не только всего бывшего СССР, но и всего мира. «Мне проще сказать, где я не был, чем, где был», - смеется сегодня Геннадий Яковлевич.
Течет река Волга, а мне 16 лет...
Базой всей успешной карьеры капитана послужило родное ГРУ - речное училище в Горьком, которое Геннадий окончил с отличием. Профессии, связанные с рекой и морем, всегда популярны у мальчишек, едва сошедших со школьной скамьи, а уж в 70-х эта сфера переживала настоящий бум. Но Геннадий с самого начала выделялся в общем потоке мальчишек с судоводительного отделения своей целеустремленностью. В 1976 году он, проходя обучение на военной кафедре, стажировался на военных кораблях Каспийской флотилии, откуда вернулся уже старшиной второй статьи. Из 28 выпускников училища право выбора места, где начинать трудовую деятельность, предоставили только четырем «краснодипломникам», среди которых был и Васильев.
К тому времени он получил уже и «паспорт моряка», то есть имел право ходить на судах не только речного, но и морского транспорта.
«Выбор был богатый, - вспоминает Геннадий Яковлевич. - После обучения на отделении река-море у меня были «речные» специальности - третий штурман и третий помощник механика, и «морской» диплом третьего штурмана. В итоге я выбрал пароходство «Волготанкер» - специализированный флот по танкерам принадлежал только этому пароходству, у него было много предприятий, выходы и на Балтику, и на юг».
Так судьба привела нашего героя в Затон имени Калинина, где находилась одна из рембаз «Волготанкера». Молодой, 20-летний, штурман пришел работать на один из танкеров, старпомом. В 1987 году перешел на танкер нового образца - ТО «1001», но уже не помощником, а капитаном.
В 28 лет новая веха - успешная защита диплома уже Волжской академии водного транспорта, с присвоением квалификации - капитан всех групп судов по специализированному танкерному флоту. «Это образование без ограничения района плавания», - поясняет земляк.
Да, Геннадия Яковлевича с полным правом можно называть земляком, потому что вся его жизнь, несмотря на плавания, была связана с Кстовским районом, с селом Работки, здесь в 1980 году он женился, сюда он возвращался после рейсов.
Курс - домой
Перефразировав, можно сказать, что не только рыбак рыбака, но и речник речника видит издалека. Жена - Любовь Анатольевна сама из династии работкинских речников. «Ее отец, Анатолий Михайлович, водил баржи по Волге, и моя жена с малых лет была с родителями, выросла на судне. Сейчас сестра жены - Елена Анатольевна Макарычева работает поваром на одном из судов «Волгофлота», а ее муж - старший механик судна, ходят на Балтику», - делится капитан.
Своих детей, Евгения и Юлию, Васильевы тоже вырастили в рейсах. Сын Евгений не стал отходить от семейной приверженности профессии, и сам сейчас водит суда дальнего плавания на загранфлоте. Он также как и отец сначала окончил Горьковское речное училище, а затем и Волжскую академию.
А Геннадий Яковлевич решил немного пожить «мирной» и «земной» жизнью, не заключая контрактов на судовождение. В пароходстве «Волготанкер» он проработал 30 лет, был, что называется, патриотом, и до последнего надеялся, что уникальное предприятие, занимающееся специализированными перевозками нефти и нефтепродуктов, все-таки не дадут окончательно развалить и обанкротить. «Тогда из-за простоев в работе мы все разбрелись кто куда. Я, речник, попал на Арктическое направление, в Баренцево море. Через Северный морской путь отходил три сезона», - вспоминает Геннадий Яковлевич.
Тогда экономические реалии современной России внесли свои коррективы, но профессионал Васильев востребован и сейчас, заключая индивидуальные контракты на рейсы.
«С тех пор как я в 16 лет ушел из дома, отпусков-то у меня и не было. Я ведь и не видел нормальной, земной, жизни - все время в рейсе. От силы два месяца в год экипаж проводил на суше. Мы в плаваниях детей воспитывали, внучка первые шаги делала - тоже на танкере. Поэтому осознанно решил сделать паузу, но это пока не точка. Люблю рыбачить, поэтому решил провести лето на берегу. Надо дачу привести порядок, грибы хочется пособирать», - мечтательно произносит собеседник.
Однако и в этом периоде «сухопутной» жизни у него забот немало. «Пока я был в отпуске, глава местного управления села Работки Сергей Александрович Волжанкин попросил помочь с пуском модульной котельной в селе Татинец. Мы ее запустили, она успешно отработала сезон», - делится Геннадий Яковлевич.
В канун профессионального праздника, а День работников морского и речного флота отмечается в первое воскресенье июля, капитан поздравляет всех своих коллег, и вспоминает наставников, благодаря которым руки уверенно держали штурвал судна.
«Два моих главных наставника - это Валерий Павлович Храмов и Мадест Казеевич Паберджис - эта два человека сделали из меня профессионала.
А вообще, я так скажу, что море - это наука, а река - это искусство. Моряком может стать каждый речник, а вот речником - не каждый моряк. Не всем дано», - делится секретами мастерства капитан.
Пока он дома, и любуется на великую Волгу - одну из главных голубых магистралей России с берега, но это точно пока, потому что его главное место в жизни - это все-таки капитанский мостик.
Наталья Мещанинова, zem-natalia@mail.ru
Фото
Сергея Черняева