Кстовчанка
Ирина Башенина никогда не думала, что станет частным предпринимателем.
Но судьба подвела ее к открытию своего дела, в которое теперь приходится вкладывать все силы. Ирина - хозяйка небольшого аптечного предприятия, которое состоит из торговой точки в магазине «Культтовары» и аптечного киоска в третьем микрорайоне.
- Ирина Михайловна, как начинался Ваш бизнес?
- После окончания Горьковского фармучилища я по распределению попала в коммерческую аптеку в городе Ижевске. Когда вернулась в Кстово, работала заведующей в первой в городе коммерческой аптеке, потом стала заведующей в одной оптовой фирме. А потом поняла, что лучше работать на себя.
- Сейчас в Кстове много аптек. За счет чего в такой конкурентной среде удается выживать Вашему предприятию?
- Конкурировать трудно, тем более, при условии, что в любом бизнесе надо оставаться человеком. Много приезжих частников, при этом кстовским работать не дают. Нижегородцы, москвичи все скупают, развивают сети, а у нас небольшое предприятие - аптека и аптечный киоск. Но поддерживает то, что люди нас уже давно знают. Коллектив у нас не меняется, и контакты с фирмами-поставщиками тоже прочные и давние. Кстовчане знают наших продавцов, приходят к ним за советом. Постоянных клиентов у нас очень много. В аптечный киоск в третьем микрорайоне приходили люди, помню, и сетовали, вот, мол, коммерческая аптека. Но мы с самого начала говорили, что пришли не на один день. И пришли не просто быстро заработать, а хотим удержаться сами и помочь людям. Аптека у нас работает на сплошных скидках, и мы стараемся к каждому нашему посетителю подходить индивидуально.
- Вы говорите, что работаете только с надежными фирмами, но, наверное, попадались и нечистые на руку партнеры?
- Честно скажу, такого не было. Видимо, просто на людей везло. К нам притягиваются хорошие люди. И даже, если менеджер от нашего поставщика уходит, он все равно продолжает с нами контактировать, помогать. Мы не работаем с теми фирмами, которые открылись недавно, доверяем только тем, кто уже зарекомендовал себя на лекарственном рынке. Там строгий контроль качества реализуемых препаратов.
- Сегодня много говорят о подделках, продаже не сертифицированных медикаментов...
- В последнее время контроль за качеством лекарств усилился. Да и в таких маленьких городах, как наш, невыгодно торговать таким товаром. Зачем репутацию себе портить?! Если какие-то сомнения по лекарствам бывают, наши фирмы нам сразу звонят и говорят, что такой-то препарат не прошел сертификацию. Эта партия сразу убирается и уничтожается.
- А Вы по душе предприниматель, или просто жизнь заставила направить энергию в это русло?
- Я думаю, все-таки жизнь заставила, хотя я по натуре всегда была очень активным человеком. Так получилось, что силы пришлось вкладывать именно в это.
- А знаний хватает? Все-таки предпринимательство такое дело, что без обновления знаний просто не обойтись...
- Мне помогает то, что я по профессии фармацевт. Аптека - это же не просто торговля, медикаменты нужно знать. Ну и специалисты меня окружают хорошие. Самой сейчас учиться некогда - учу сына. Хотя фирмы-поставщики нам устраивают тренинги - это тоже помогает.
- А планы по развитию бизнеса есть?
- Конечно, хочется развиваться, но сейчас пока осуществлять эти планы рано, мы недостаточно твердо стоим на ногах. Хотелось бы закрепиться, потому что мы кстовские. Мы здесь живем, и делать плохо в своем же городе нам не к чему. Сейчас главная задача - устоять. Хочется, чтобы человек, один раз у нас побывав, вернулся в следующий раз. В принципе, очень часто так и бывает - у каждого фармацевта уже свои постоянные «бабушки» и «дедушки». И не всегда люди приходят за лекарствами, а иногда просто поговорить. Далеко не везде пожилых людей могут внимательно выслушать.
- Одна из заслуг руководителя - умение подобрать хорошую команду единомышленников. У Вас коллектив сложился по этому принципу?
- Да, о своем коллективе я могу сказать, что это именно так. Нас 8 человек. Мы дружно работаем, и так же дружно умеем отдыхать. Ведь все основное время проходит на работе, поэтому случайных людей у нас нет. И Новый год, и 8 Марта отмечаем всегда, а также День медицинского работника. Он был совсем недавно, и мне хотелось бы пожелать себе, своим сотрудникам прежде всего доверия людей. Без этого сегодня нельзя работать. Люди часто бывают раздражены и озлоблены жизнью, но мы относимся к этому с пониманием. Тем более, что к нам приходят не просто покупатели, а больные. Далеко не все они настроены благожелательно. И бывает так, что свое раздражение они вымещают на наших продавцах, но что делать - это издержки профессии. Мы стараемся по отношению к покупателю идти на уступки, хочется, чтобы и к нам относились, как к обычным людям, которые просто делают свою работу.
Беседовала Наталья Морозова
(газета «Земляки» №25 (468) от 25 июня 2005 г.)