В начале девяностых предпринимательская деятельность привлекала многих активных и энергичных людей.
В то время начал свой бизнес на кстовской земле и
Александр Тимин - директор магазина «Электродруг». До того, как стать бизнесменом, он был и комсомольским функционером, и директором типографии. Что же подтолкнуло к тому, чтобы стать «частником»? - С этого вопроса мы начали диалог.
- Подошел момент, когда школьная зарплата для мужчины уже не подходила. В бизнес я пошел в 1991 году. Начинали мы с издательской деятельности, издавали брошюры для разных организаций, потом было брокерское место на нижегородской бирже, но биржа перестала существовать. И мы занялись торговлей - сахар, строительные материалы - многое было, пока не занялись бытовой техникой. Совершенно случайно нам предложили партию холодильников, и дело пошло, так я из преподавателя переквалифицировался в продавца бытовой техники.
- Это было время полного отсутствия законов, регламентирующих предпринимательскую деятельность, с какими трудностями сталкивались?
- Не хватало не только законов, но и профессиональных знаний. Сейчас я могу оценить, сколько было упущено возможностей, где можно было «разбежаться». Многие появлявшиеся законы мы попросту не знали. Все менялось очень быстро, и неумение оперативно реагировать на требования нарождающегося нового строя и было главной трудностью. Но до сих пор приходится «держаться на плаву».
- Все-таки поход в предпринимательство был вынужденным?
- Наверное, да. Я всегда старался соответствовать требованиям времени, «ловил волну». В свое время я думал, что комсомол - это то, что двигает народ, и потому шел туда добровольно и осознанно. Но когда увидел систему изнутри, я «перегорел», вышел из комсомола, причем тогда это еще каралось и не было модным. С предпринимательством так же получилось - жизнь сама подвела к этому решению.
- Итак, Вашей специализацией стала бытовая техника...
- Да, у нас были магазины в разных частях города, потом мы переехали в «Валентину». Не так давно появилась возможность арендовать помещение у рынка. Сначала были только холодильники, потом ассортимент расширялся, к этому подталкивали и конкуренты.
- А насколько выгодно торговать бытовой техникой в Кстове, ведь близко Нижний Новгород, а там не один крупный торговый центр?
- Условия сложные, да и конкуренция приличная. Поэтому приходится что-то придумывать, чтобы повлиять на выбор кстовского покупателя. Чем я могу гордиться, так это тем, что мы были одними из застрельщиков новых веяний в местной торговле. Первыми стали осуществлять доставку, потом за нами потянулись другие. Очередной шаг - мы стали предоставлять рассрочку без начисления процентов, и делаем это до сих пор.
- Насколько удачны эти акции, привлекают ли они покупателей?
- Очень удачны, мы держимся в основном за счет продажи крупной техники и рассрочки. Но есть и минус - мы уже столкнулись с тем, что такое людская неблагодарность. Взносы не платят, дело доходит до судов, одного гражданина даже посадили.
- А как складываются отношения с конкурентами?
- Был момент, когда пытались договариваться - по ценам, акциям. Но особенно мы не контактируем, да и честной конкуренции я не вижу.
- А что по-Вашему «честная конкуренция»?
- Надо опережать конкурента в каких-то акциях, снижать цены, давать более активную рекламу, но при этом не использовать «черные» технологии, не распространять ложные слухи.
- Покупатель научился разбираться в продавцах и фирмах?
- Вы знаете, нет, покупатель «слеп». Есть, конечно, небольшая часть, которые дотошно во всем пытаются разобраться, задают вопросы, обходят все торговые точки и только потом делают свой выбор. Хотя, я думаю, придет время, когда ситуация изменится. Мне хочется посоветовать всем кстовчанам при выборе бытовой техники смотреть на цену, анализировать скидки и только после этого делать покупку.
Беседовала Наталья Морозова
(газета «Земляки» №51 (494) от 24 декабря 2005 г.)