Современный мир, казалось бы, уже ничем не удивить. Однако находятся люди, способные это делать. Константин Евгеньевич Жуков сконструировал автомобиль по собственному эскизу. Подобная машина одна на всем земном шаре!
- Братья Райт собрали самолет и полетели, а я всегда мечтал собрать машину своими руками, - рассказывает Константин Евгеньевич. - Я, конечно, не прославился, как они. До меня все уже изобрели.
Свой автомобиль конструктор окрестил «Туристом». «Название родилось само собой, - объясняет Жуков. - Машина создавалась специально для путешествий. Я четыре раза ездил на ней в Москву к родственникам. Пару раз заезжал в Чебоксары на экскурсии. Много раз в Нижний Новгород катался. Ну и, конечно, в сад ездили с супругой, урожай на ней перевозили, а как заядлый грибник, я каждый год ездил за Волгу, в Воротынский район, по грибы.
Эмблема
На бампере «Туриста» расположен «фордовский» овал с тремя выгравированными внутри буквами: «ТТТ» - терпение, творчество, труд. На создание автомобиля у Константина Евгеньевича ушло почти 10 лет (строить начал в 60-х годах 20-го столетия). Сначала он делал наброски, чертил схемы. Потом приступил к реализации проекта. «Конечно, я занимался этим не каждый день, - признается конструктор, - лишь когда было время: в отпуске и по выходным».
Все необходимые детали инженер собирал по крупицам: «В Горьком тогда был единственный магазин автозапчастей на Сормовском повороте - «Автолюбитель», - говорит Константин Евгеньевич. - Многое приходилось собирать по свалкам». Произведя расчеты на бумаге, Жуков делал выкройки деталей из картона в натуральную величину, а потом переносил все на металл. Для реализации задуманного ему пришлось купить сварочный аппарат, научиться сварке. Гравировку на эмблеме он тоже делал сам.
Что под капотом?
Автомобиль «Турист» - это конструкция по классической схеме. Правда, есть одно «но»: двигатель от «Запорожца» Константин Евгеньевич поставил не сзади, а спереди. «Сзади-то одна пыль», - поясняет он. Кстати, выбор на мотор от «Запорожца» тоже пал не случайно: «Поставить что-то более мощное не позволял закон, - объясняет Константин Евгеньевич. - Я выбирал между движком от «Запорожца» и от мотоцикла «Урал». Но первый имеет четыре цилиндра, второй - всего два». Кроме того, «запорожский» двигатель весьма экономичен: семь литров на сто километров. «Турист» «кушает» 76-й бензин, - продолжает конструктор. - Двигатель, конечно, слабоват - по паспорту всего 27 лошадиных сил, да и максимальная скорость, которую развивает автомобиль - 80 км/ч, но мне больше и не надо! Это наиболее экономичный скоростной режим».
Внедорожный характер
Автомобиль имеет высокую посадку, рамно-каркасная конструкция обеспечивает прочность, равномерное распределение нагрузки по осям - устойчивость, а большие углы свеса - высокую проходимость. «Фактически мой «Турист» - это маленький джип. Носом он нигде не уткнется», - говорит Константин Евгеньевич.
Ноу-хау
Капот «Туриста» отстегивается, открывая взору двигатель, выступающий на три четверти из недр авто. «Двигатель получается как на монтажном столе. Очень удобно! - говорит Константин Евгеньевич. - Подкапотное тепло выбрасывается на переднее стекло и зимой оно не мерзнет, правда, зимой я практически не езжу. Двигатель имеет воздушное охлаждение».
Детали
Фары у «Туриста» от мотоцикла «Панония», который как две капли воды похож на наш «Урал». Фары легко регулируются влево вправо, вверх и вниз. «Врезать фару в крыло сложно, - комментирует свое решение Константин Евгеньевич. - Мне была нужна обтекаемость. В посылторге я выписал венгерские фары с сильной оптикой. Сейчас рефлектор потускнел немного. Надо бы заменить, но нет запчастей, к сожалению». Подфарники достались машине от легендарной «Победы», дверные замки - от не менее известного автомобиля «Жигули». Присутствуют кое-какие детали от «Шкоды».
Задний и передний мост, коробку передач, а также переднее и заднее стекло «Турист» «позаимствовал» у 407-го «Москвича». Остальное - безграничный полет фантазии конструктора, выполненное из листового железа. Дополняет автомобиль облицовка из нержавеющей стали.
А что в итоге?
Через 10 лет кропотливого труда Константин Жуков получил четырехместный автомобиль длиной 3,5 метра, весом 800 кг. Номинальная стоимость «малышки» составила 2000 рублей. «У меня была тетрадочка, в которую я записывал все покупки, - рассказывает он. - Но реальную стоимость машины эта сумма не отражает, потому что здесь не учтен труд, который я вложил в создание автомобиля».
28 лет назад областная инспекция ГАИ дала «Туристу» «добро», выдав регистрационные номера, и самодельный автомобиль отправился колесить по родным просторам. «Все шеи сворачивали мне вслед, - с гордостью говорит инженер. - Сейчас тоже многие подходят, восхищаются, фотографируют машину».
Константин Евгеньевич не мыслит жизни без своего «железного коня». Смотреть на то, как стареет изобретение, у него просто нет сил. Конструктор считает, что машине впору найти место в тихих стенах музея и обрести статус ретро-автомобиля.
Светлана Зайцева (газета «Земляки» №39 (639) от 4 октября 2008).
Фото Александра Юсова