Александр Николаевич Сурков - коренной кстовчанин, земляк, уроженец села Безводное, уважаемый человек, посвятивший свою жизнь телерадиосервису. Уже много лет он занимается ремонтом радиоприемников, телевизоров.
Биография проста. Рос в обычной рабочей семье, закончил местную десятилетку, полгода проработал в близрасположенном НИРФИ (так называют научный институт радиофизических исследований, ранее страшно засекреченный). Потом, как каждый нормальный парень того времени, служил в армии. Вернувшись на гражданку, поступил в профессионально-техническое училище в Горьком, по окончании которого получил назначение в родные места - город Кстово. С тех пор не изменял ни профессии телерадиомеханика, ни организации, ставшей родной, ни коллективу. Фирма меняла названия и адреса, Александр Николаевич путешествовал вместе с ней. Начинал в телеателье на базе комбината бытового обслуживания, переселялся на бульвар Мира, площадь Ленина. В конце концов, круг замкнулся, все вернулось к исходной точке. Кстовский завод ремонта радиотелевизионной аппаратуры прочно и, очевидно, надолго осел на улице Театральной в здании бывшего КБО. Впрочем, о ЗАО «Универсаль» и его местоположении знает каждый кстовчанин.
Многие земляки знакомы лично с Сурковым, осведомлены о его мастерстве, которое с годами все более растет.
- В нашей профессии если чуть не успел, опоздал, отстал - ставь на себе крест, - откровенно говорит Александр Николаевич. - Телерадиосистемы развиваются стремительно. И прежде приходилось неоднократно проходить курсы переподготовки, повышения профессионального мастерства. В частности, в Симферополе, несколько раз в Горьком. Изучал новые приборы, новые модели телеагрегатов. А сейчас на нас буквально обрушился вал новейшей, иногда принципиально отличающейся от старых образцов техники. Постигать ее надо самостоятельно. Теоретически, по доступной литературе, и практически, в прямом контакте с оборудованием на выезде или в цехе.
Работа интересная. Каждый день сталкиваешься с чем-то неординарным. Чтобы устранить неисправность, следует поломать голову. Конечно, качество нынешних телевизоров несопоставимо со старыми марками. Они гораздо надежней, что, в общем-то, нам невыгодно - сокращается число заказов. Но идеальное и вечное мир пока не изобрел. Поэтому без работы не скучаем.
- Чем отличаются сегодняшние условия труда от тех, что были раньше?
- Немногим. Хотя изменения есть. Трудно сказать, в какую сторону. Когда считались государственной структурой, централизованно получали запасные части и детали. Иногда их не хватало, порой скапливались в избытке. Сейчас такая ситуация недопустима. Надо все самим рассчитать до мелочей. В первую очередь это касается самого необходимого. Все дорого. Что купил, желательно использовать сразу, чтобы появившиеся деньги как можно быстрее вновь пустить в оборот. Загашника нет. Учитываем конъюнктуру. Хотя это забота начальства.
- У каждого мастера есть свой участок работы. Какой обслуживаете именно Вы?
- Район первичной застройки города до площади Мира. Это основа. А еще запланирован один выездной день в неделю. У меня это среда. Мой «куст» - Толмачево, Прокошево, Шава….
- Заказов хватает?
- Достаточно, но мы способны обслуживать и больше клиентов.
- Как сложилась личная жизнь?
- Слава Богу, обижаться не на что. Еще в 1985-м получил квартиру в старой части Кстова, в горсоветовском доме. Двое детей. Набор классический: сын и дочь. Оба выросли, разбежались. Кстати, сын работает рядом, в нашем «Универсале», в антенной службе.
- Как проводите свободное время?
- Его практически нет. Если выдается, хожу на рыбалку, по грибы, в сад.
- Вернемся к производству. Размером зарплаты никто и нигде не доволен...
- Разумеется, хотелось бы получать больше. У нас все зависит от уровня загрузки и мастерства. Степень, характер поломки значения не имеет. Платят за единицу устранения неисправности. Быстро выявил дефект и наладил аппарат - высвобождается время для другого заказа. А диагностика очень непростая вещь. Тут не всегда и опыт выручает. Потому и учимся постоянно.
- В таком случае можно халтурно, небрежно отнестись к заказу, чтобы получить повторный вызов.
- Фирма гарантирует качество ремонта. Сфальшивил - доводи до ума за свой счет. Желающих работать бесплатно нет. Надо отметить и другое. Совесть - категория абстрактная, но она существует. Я с ней в ладу.
- Вы пришли к клиенту, сориентировались, определили неполадку, наладили прием. Едва вышли из квартиры, картинка на экране исчезла или исказилась.
- Существует неписаный, но вполне реальный так называемый «закон подлости». С ним сталкивались многие, я в том числе.
- Как часто?
- В пределах допустимого. Не в обиду будет сказано этим аппаратам, мы имеем дело не с самоварами. В современные телевизоры столь много всякого понасовано. Бывает, все настроишь, час рядом сидишь - сбоев нет. Едва вышел - появились. Тут уж выход один - везти в стационар. Диагностическая техника на базе хорошая.
…
Владимир Спасский
(газета «Земляки» №47 (436) от 13 ноября 2004 г.)