Андрей Аркадьевич Николаев встретил нас в своем доме в селе Великий Враг Кстовского района, войдя в который, мы сразу поняли, что прикоснулись к истории. Старинная мебель, черно-белые фотографии на деревянных стенах, русская печь в центре комнаты... «Этот дом построил еще мой дедушка - Федор Ефимович Николаев, столяр, лодочный мастер, - рассказывает Андрей Аркадьевич, - поэтому в старой части дома я сохранил все так, как было при жизни моих родителей. Здесь прошли лучшие годы моей жизни. Ломать и перестраивать не поднялась рука, я просто пристроил кирпичную половину дома, где сейчас живет моя семья».
Лучший гонщик Союза
Рассказ о себе Андрей Аркадьевич начал с истории жизни своего отца - Аркадия Федоровича Николаева, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, доктора технических наук, профессора, знаменитого инженера - конструктора, испытателя уникальных машин.
«Еще мальчишкой отец увлекся конструированием, делал модели лодок с оригинальными двигателями, - рассказывает Андрей Николаев, - Впоследствии закончил авиационный техникум и поступил работать на ГАЗ в лабораторию испытаний новых машин. Со временем он стал ведущим испытателем завода и оказался за рулем первой советской гоночной машины - «ГЛ-1», на которой установил два всесоюзных рекорда скорости». Эта машина, увы, осталась только на фотографиях, которые бережно хранятся Андреем Аркадьевичем.
Первый показательный заезд «ГЛ-1» состоялся в Киеве в 1938 году. Главным судьей этих гонок был Валерий Чкалов, который остался доволен новой машиной. Однако первый всесоюзный рекорд скорости Аркадий Николаев установил лишь через полтора месяца после этих гонок. В 1940 году была построена новая версия гоночной машины, и на ней во время официальных соревнований Аркадий Николаев установил уже абсолютный всесоюзный рекорд скорости - 161, 87 километров в час. Именно эта машина стала символом скорости Советского Союза.
Героический поход
После войны в 1947 году на базе Горьковского политехнического института создал опытно-конструкторское бюро по разработке льда, снега и мерзлого грунта и начал работать над созданием вездеходной техники. Одна из его разработок - бурильно-скважинная установка БГКМ-АН на базе ГАЗ-67 была удостоена Сталинской премии. В лаборатории Аркадий Николаев изобрел около 40 принципиально новых машин для строительства автодорог по глубокому льду, обколки судов во льду, строительства аэродромов на дрейфующих льдах, а также ледово-фрейзерные машины для выкапывания траншей и прокладки коммуникаций в условиях вечной мерзлоты.
Свои машины Аркадий Николаев сам испытывал в Антарктиде. В 1957-1959 годах он принял участие в 3-й советской антарктической экспедиции и под его руководством впервые в мировой истории был открыт Полюс относительной недоступности Антрактиды. За это ему было присвоено звание «Почетный полярник СССР», а Президиум Верховного Совета СССР наградил его Орденом Ленина. Это был героический поход. Преодолев все трудности, впервые русские люди добрались туда, где до них не ступала нога человека. Маршрут протяженностью более 2000 километров был пройден за 51 день, и колонна из четырех тягачей с прицепными санями и домиком станции впервые достигла полюса.
К сожалению, в 1987 году Аркадий Федорович Николаев скончался, пережив инсульт и несколько инфарктов.
Сын своего отца
Андрей Аркадьевич Николаев тоже стал инженером-механиком, работал под началом отца, преподавал в Горьковском политехническом институте. Совместно с Аркадием Федоровичем он занимался разработкой машин для строительства аэродромов на дрейфующих льдах. Николаев-младший создал две машины и занимался их испытанием на Северном полюсе. «В 1976 году я поехал работать на Колыму, - рассказывает он. - Оттуда мы, погрузив фрейзерную машину на вертолет, вылетели на новую станцию СП-23 на Северном полюсе. Это была моя первая поездка на полюс. Слушая рассказы отца, я просто бредил полярной жизнью, мечтал увидеть белых медведей. Поэтому, прилетев, первым делом, стал спрашивать, где же медведи. Потом, конечно, я их видел очень много. Они сами приходили к нам на льдину. Людей не трогали, правда, иногда, когда звери подходили очень близко, нам все же приходилось применять ракетницы, чтобы их отпугнуть. На этой станции мы работали год, строили взлетные полосы». В целом работе на Северном полюсе Андрей Аркадьевич посвятил семь лет своей жизни.
В настоящее время они с женой Натальей Сергеевной живут в селе Великий Враг в своем доме, наполненном историей семьи Николаевых, занимаются домашним хозяйством, садом. А еще Андрей Аркадьевич продолжает работу над архивом отца и надеется, что все труды и разработки Аркадия Николаева не будут забыты, а станут достойной страницей истории нашей страны.
Мария Мосинцева, zem-mariya@mail.ru
Фото Альберта Нефедова
газета «ЗЕМЛЯКИ» №39 (690) 3 октября 2009 г.