Наш земляк
Юрий Прокофьев – путешественник. На фото он слева, справа - поляк, пытающийся «взять высоту» Байкала второй год подряд.
Он родился и вырос в Кстове. Стоит ли говорить, что и детство, и юность, и зрелые годы неразрывно связаны с Волгой, на высоком берегу которой расположен город. Начиналось все с обычной мальчишеской рыбалки. Когда появилась своя семья (жена Надежда, дочери Маша и Настя) «союз» с речными просторами укреплялся целыми семейными лагерями, разворачиваемыми на волжских островах во время летних отпусков.
Наблюдая за спокойным течением реки, мысль о том, куда эта масса воды движется, мелькала у многих. Конечно, из школьного курса географии известно, куда - в Каспийское море. А отправиться вместе с рекой и увидеть своими глазами?
За годы, пока подрастали дочери, желание увидеть и узнать всю великую реку крепло. Реализовываться оно начало шесть лет назад, и за четыре года (с 2004 по 2008 год) Волга от Кстова до Каспия была поэтапно (приходилось учитывать ограниченное время отпусков) пройдена. И это, заметьте, не на яхте с мощным мотором, на которой плыви и смотри по сторонам, нет. Настоящего путешественника привлекает не это. Первые отрезки маршрута были пройдены на... резиновой лодке! Конечно, лодка эта была не совсем обычной, а специально подготовленной: борта обтянуты материалом, отражающим… солнечные лучи (иначе при перегреве резиновый баллон может попросту лопнуть); сконструирована целая система, так называемый каркас, делающий резиновый «пузырь» управляемым и позволяющим ставить парус - хороший помощник гребцу. И это - только малая часть тех технических изменений и усовершенствований, которые Юрий Прокофьев внес в элементарную конструкцию резиновой лодки, сделав ее пригодной для сплавов на дальние расстояния. Позже «резинка» была заменена надувной лодкой из материала ПВХ: он более прочен и надежен.
«ДОМ И КОРАБЛЬ»
Оба эти судна объединяет единая философия «Дом и корабль». «Дом и корабль» - название авторской передачи журналиста ННТВ Юрия Немцова. Юрий Михайлович познакомился с ним, когда съемочная группа приезжала готовить телепередачу об интересной квартире Прокофьевых, где дизайнерские решения и идеи оформления - плод рук и мыслей этой творческой семьи. Смысл слов «Дом и корабль», нанесенных на борт лодки, понятен: «корабль» этот - не обычное средство перемещения по воде, а пристанище на все время путешествия. Если погодные условия не позволяют поставить палатку, два человека (жена Надежда сопровождает Юрия практически во всех «походах») вполне могут разместиться в лодке: она оборудована тентом, позволяющим наглухо отгородиться от дождя и ветра.
В этом плавучем «доме» можно даже зарядить мобильный телефон или аккумуляторы для фото- или видеокамеры, непременных спутников каждого путешествия. Каким образом? С помощью солнечных батарей, сконструированных Юрием Михайловичем самостоятельно. В дневное время пластину достаточно поместить на крышу лодки, и, если день не совсем пасмурный, солнечного света хватит, чтобы зарядить телефон.
Добавьте к этому надежную систему страховок груза, продуманные способы защиты от непогоды, точно рассчитанное количество пищи, опыт вождения речного катера по просторам Волги (на реке, как и на дороге, есть свои правила движения судов) - и становится понятно, что при должной подготовке, смекалке, «инженерному» способу мысли и огромному желанию испытать все на собственном опыте, до Каспийского моря можно дойти на веслах и под парусом на надувной лодке. Хотя в тот момент, когда сплав на резиновой лодке задумывался и постепенно подготавливался, в успех этого предприятия не верил никто, говоря прямо: «На надувной лодке этого сделать невозможно!»
СЛАВНОЕ МОРЕ, СВЯЩЕННЫЙ БАЙКАЛ
- То же самое мне говорили, когда я задумал обойти весь Байкал. Говорили категорично: «На «пузыре» ты Байкал не пройдешь: сильные ветра и волны не дадут грести, сделают лодку неуправляемой и размажут тебя по скалам!» - вспоминает Юрий Михайлович. Мы сидим в уютной кухне-гостиной Прокофьевых. Из обычной типовой квартиры Юрию удалось создать особенный интерьер, где нашлось место даже для небольшого рукотворного водоема, среди камней которого журчит вода. На полках - портретные фотографии членов семьи, на стенах - картины, авторы которых дочери, обе художницы.
Как оказалось, мечта о самом большом в мире пресноводном озере - родом из детства. Еще мальчишкой, засыпая, видел Юрий огромные водные пространства, и знал, что это - Байкал.
Когда мечта стала сбываться, приобретать четкие границы возможного, многие пытались отговорить от ее осуществления. Но карты были изучены, «пароход» испытан, маршрут составлен: прибытие на железнодорожный вокзал в Иркутске, дальше в поселок Листвянка, находящийся на берегу Байкала, и уже оттуда, против часовой стрелки - обходить Байкал. Кстати, как оказалось впоследствии, советовавшие обходить Байкал в таком направлении, оказались не правы. «За все время путешествия я что-то не помню ни одного дня, чтобы был попутный ветер весь день, а вот встречный постоянно», - гласит запись, сделанная Юрием Прокофьевым в судовом журнале похода, датированная 17 августа 2009 года.
Почти половину всего пути вокруг Байкала Юрий Михайлович прошел один, начав свое путешествие 27 мая. Спустя месяц к нему присоединилась жена, прилетевшая в поселок Баргузин (Бурятия) в оговоренный ранее день. Вместе они проплыли около 500 километров до Северобайкальска, после чего Надежда вернулась домой, а Юрий продолжил путешествие.
- Местные жители обижаются, если Байкал называют озером, - рассказывает Юрий Михайлович. - Они считают его суровым морем, и Байкал это звание оправдывает: были дни, когда Байкал, словно неласковый зверь, лежащий на дороге, не пускал меня дальше, и приходилось по нескольку дней стоять на одном месте, пережидать непогоду. Так было в дельте реки Селенги: место там мелкое, открытое, зацепиться не за что, а ветер поднялся такой, что плыть дальше невозможно. Там пришлось «просидеть» два дня, спать и готовить еду прямо в лодке. Но вместе с этим Байкал настолько сильное место, что буквально заряжает энергией. Где еще можно грести, не выходя на берег, по десять, а то и больше часов, и так каждый день? Вода в Байкале удивительно прозрачная: видимость доходит до 30-40 метров в глубину, и если при движении смотреть в воду, создается впечатление полета.
Разве в газетной статье можно описать все, что увидел человек за 2300 километров пути по Байкалу? Поистине уникальные кадры запечатлели видеокамера и фотоаппарат, на работу с которыми у путешественника, при такой интенсивной гребле, еще находились время и силы: суровые и прекрасные байкальские пейзажи, не тронутые разрушительной деятельностью человека; удивительные рассветы, окрашивающие небо и воду яркими красками; потрясающие цветы, которых в нашей местности просто нет; скалы-божества эвенков, напоминающие людской профиль; медвежата, разгуливающие по берегу, и следы уже взрослых медведей; птенец чайки, вылупляющийся из пятнистого яйца... Плюс к этому - встреча с интересными людьми, также «штурмующими» Байкал. Таких было двое: один с Урала, второй - из Польши (он совершал вторую попытку покорения огромного озера: в 2008 году Байкал его «не пустил», пришлось оставить байдарку одному из местных егерей и возвращаться через год).
Но наряду с этим гармоничным единением с природой была и постоянная борьба за то, чтобы выстоять в борьбе со стихией. И это не громкие слова.
СУДОВОЙ ЖУРНАЛ
Вот выдержки из судового журнала - дневника путешествия, который Юрий вел на протяжении всех трех месяцев пребывания на Байкале.
«6 июня. Все мокрое: носки, все, что на мне надето, спальники, окружающие меня предметы. В голове только одна мысль: как согреться. Мысль стала приобретать материальные очертания в виде печки. Походил по берегу, когда не было дождя, а то и под ним. Нашел металлическую банку из-под машинного масла и стал мастерить из нее печку. Все получилось. Затопил прямо в палатке, предварительно реконструировав ее. Такой кайф, тепло пошло. На радостях носки спалил, перестарался».
«19 августа. Проснулся оттого, что на меня что-то давит. Ветер достиг такой силы, что сложил палатку, привязанную к лодке, а колпак на ней хлопал так, как будто рвали ткань. С трудом расстегнул молнию палатки, посмотреть, что происходит. «Корабль» на месте, только накренился набок, хорошо, что я затащил его высоко на берег, а то были бы проблемы»
«13 августа. Как только повернул за мыс на Листвянку, появилась волна и встречный ветер. В течение получаса волна была уже около двух метров, и меня швыряло, как щепку. Было еще темно, но я, как всегда, приглядывал запасные «аэродромы» на всякий случай. И случай наступил. Ветер резко сменился на встречный, и очень, очень сильный. Выбора не было. Вернулся обратно на ранее замеченную груду камней и выскочил с волной на нее. Ну а там начало меня с «пароходом» швырять по камням. Сам я сразу выскочил прямо в воду, вот и пригодились страховки и жилет, вытащил нос лодки на камни, и тут же лодку накрыло волной. Все вещи, сумки - в воде, если бы не страховки, все было бы в Байкале. По пояс в воде вытащил сумки на камни, а потом еще два часа держал лодку, не зная, что с ней делать: ее забило под камень, спас каркас, но его сильно побило. Вычерпать из нее воду я так и не смог, пришлось спустить воздух из лодки, а затем вытащить на камни. Каркас пришлось снять, были повреждения».
«Славное море» Байкал Юрий Прокофьев, вопреки уверениям в невозможности такого предприятия, обошел, вернувшись к исходной точке своего маршрута, к поселку Листвянка.
«КОН-ТИКИ» РОДОМ ИЗ КСТОВА
В середине XX века норвежец Тур Хейердал и шестеро его спутников совершили одно из самых необычных путешествий современной истории: на плоту из бальзовых деревьев, названном в честь полинезийского вождя-героя сказаний Кон-Тики, они, переплыв Тихий океан, попали из Перу на полинезийский остров Рароиа.
В 2002 году известный путешественник, россиянин Фёдор Конюхов пересек Атлантический океан на семиметровой весельной лодке, став первым в истории России покорителем океана на веслах.
Ни один россиянин не переплывал Тихий океан на плоту при помощи весел и паруса.
... В обычной школьной тетрадке в клетку спроектировано и вычерчено продуманное судно для покорения Тихого океана. Оно в начальной стадии постройки: четыре баллона, составляющие основу этого плота, уже готовы, осталось только выкупить их у фирмы-изготовителя. В судне предусмотрено все: размещение емкостей с питьевой водой и пищей между надувными баллонами, система весел для гребли стоя (переплывавший Атлантику Конюхов испытывал большие проблемы от того, что все время находился в сидячем положении, не имея возможности дать работу ногам. Это было учтено в конструкции плота Юрия Прокофьева), легкий перенос всех надводных каркасов на другую сторону в случае, если плот перевернется. Намечен маршрут, рассчитано необходимое количество воды и пищи, составлен список приборов навигации, без которых в океан выйти нельзя. «Цена вопроса» экипировки (без учета стоимости перелета в стартовую точку маршрута Петропавловск-Камчатский и покупки продуктов питания, которых хватило бы на «заплыв» протяженностью девять тысяч километров) 60 тысяч рублей. «И, к сожалению, один я эту подготовку «не потяну», нужна помощь. Особенно это касается решения разного рода административных вопросов, касающихся оформления необходимых документов и виз», - говорит путешественник.
Возможно ли в наши дни путешествие на «Кон-Тики»? Наш земляк готов доказать, что для решительного человека непреодолимых препятствий нет.
Ольга Прокофьева, gazeta-olga-zem@mail.ru
Фото из семейного архива Юрия Прокофьева
Газета «ЗЕМЛЯКИ» №8 (710) 6 марта 2010 г.