Наш земляк,
Николай Бутуров часть своей жизни посвятил именно вертолетам.
Мне бы в небо…
Многие летчики рассказывают, что с детства мечтали об этой профессии. У Николая Бутурова такой мечты не было. Просто ему посчастливилось родиться в семье военного. Все детство прошло в авиационном городке в Вольском районе Саратовской области. Позже пошел учиться в Саратовское военное училище летчиков.
Теоретическая программа обучения предусматривала изучение около трех десятков различных предметов. Помимо курса по конструкции и летной эксплуатации вертолета и двигателя, курсанты изучали политическую экономию и экономику гражданской авиации, теоретическую механику и сопромат, воздушную навигацию и авиационную метеорологию, аэродинамику и основы психологии и авиационной медицины и много чего еще.
- Со второго курса мы уже приступили к летной практике, - рассказывает Николай Владимирович. - Нас вывезли в город Сердобск Пензенской области. Очень запомнилась фамилия моего инструктора - лейтенант Бессмертнов - с таким не страшно проходить практику. Обучение проходило на Ми-2.
Вертолетчик не только должен знать конструкцию всех систем, агрегатов и приборов, их принцип действия, технические допуски и погрешности, но и безошибочно представлять их рабочее взаимодействие. Более того, при отказе, скажем, двигателя, любого агрегата или системы пилот обязан в считанные мгновения принять меры, направленные на предотвращение опасной ситуации.
- Раз в месяц курсанты совершают учебный полет с одним двигателем, - поясняет собеседник. - Выключаешь один двигатель и летишь. Однажды это очень пригодилось на практике. Было это на четвертом курсе. Во время учебного полета отказал один двигатель. Паники не было, страха тоже - в тот момент не думали об этом. Просто повисла пауза и мой напарник сказал: «У меня на днях сын родился». Я говорю: «А я женился только что», а наш бортмеханик добавил: «А я буквально вчера из Афганистана вернулся». После этого мы благополучно приземлились.
Кстати, выяснилось, что вертолетчики люди не суеверные.
- Может, это просто шальная юность не ведает никаких страхов и не верит в приметы, - пожимает плечами Николай Владимирович. - Единственное, что можно вспомнить - при прыжках с парашютом нет тринадцатого номера. Просто за двенадцатым идет четырнадцатый.
Между небом и землей
Потом было распределение в полки. Многие с курса Николая, как и он сам, попали в Прикарпатский военный округ.
- В боевой полк я попал «зеленым» лейтенантом, - вспоминает кстовчанин. - Сюда стекались офицеры с войн. В одном звене, из четырех летчиков три орденоносца были. В звене четыре боевые машины. В эскадрилье пять звеньев.
Здесь лейтенант Бутуров прошел путь от второго пилота до командира эскадрильи.
Потом он ушел под Мурманск, в городок Апатиты.
- Там мы прикрывали Россию от ядерного удара, - говорит Николай Владимирович. - Вскоре эскадрильи начали расформировывать. У кого выслуга была, все ушли на пенсию. Я переехал жить в Кстово. Военную карьеру закончил в звании капитана - командира вертолетного звена. Очень сложно было перестроиться на гражданскую жизнь.
Профессия летчика учит разбираться в людях. Замечать все наносное, никчемное и фальшивое. Здесь ценят дружбу, честность, преданность, бескорыстие, готовность каждого в трудную минуту прийти на помощь товарищу.
- Не всегда в обычной жизни можно положиться на людей, - сетует вертолетчик. - Бывает, пообещают, а не сделают. Я так уже не могу.
Еще одна трудность, с которой пришлось столкнуться на гражданке - поиск работы.
- Никто не хочет нас брать, ведь мы уже пенсионеры. Или вот в сложные времена попадаем под сокращение по той же причине, - говорит он. - К тому же, выбор мест работы у нас небольшой: таксист, сотрудник охраны или риелтор. Я на биржу труда ходил, просил направление дать на переобучение, готов был бы сам за это заплатить, но не дали. Мол, вы пенсионер, и все. Очень не нравится такое отношение людей.
Сейчас перестал отмечать День авиации - нет настроения. Раньше в полках хорошо отмечали этот праздник. Проводилось построение в парадной форме, выносили государственный флаг Российской Федерации, боевое знамя части. Зачитывали приказ Министра обороны. Обязательно проводилось награждение личного состава за достойную службу. Ну и, конечно, праздничный торжественный обед.
Вот так и живут бывшие летчики: между небом и землей, между воспоминаниями о военной службе, где дисциплина - царь и бог, и реалиями жизни рядового пенсионера.
Светлана Зайцева gazeta@3em.ru