Наш земляк, уроженец Великого Врага
Аркадий Федорович Николаев (1914-1987) - почетный полярник, заслуженный изобретатель, заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук, профессор.
«Земляки» уже рассказывали об одной из граней его масштабной личности: о легендарном гоночном автомобиле ГЛ-1, чья судьба неразрывно связана с именем Аркадия Федоровича. Он не только принимал участие в разработке машины, но и стал пилотом первого советского гоночного болида, и даже установил на ней два всесоюзных рекорда скорости.
Впрочем, это далеко не единственная интересная страница во впечатляющей биографии Аркадия Николаева. Выдающийся конструктор, после окончания Великой Отечественной войны он возглавлял ОКБ «РАЛСНЕМГ» (разработка снега, мерзлого льда и грунта) в Горьковском политехническом институте, которое строило специальную и вездеходную технику для освоения Севера. В 1957 году он испытывал ледорезную машину на Северном полюсе, был начальником наземного транспорта третьей антарктической экспедиции, а в 1958 году возглавил научную экспедицию, которая на протяжении 87 суровых дней прорывалась на санно-трактороном поезде к Полюсу недоступности Антарктиды и впервые в мировой истории достигла его.
Аркадию Николаеву не случайно было доверено командование наземным транспортным отрядом: прежде он уже бывал на Северном полюсе, создал для полярников отличную машину для расчистки аэродромов среди многолетних льдов Арктики. Участникам экспедиции нужно было выполнить целый ряд научных исследований и достичь Полюса недоступности Антарктиды. Кроме того, полярникам предстояло основать новые внутриконтинентальные научные станции и оставить на них, а также на открытых ранее станциях, ученых-зимовщиков. Снабдить их всем необходимым должен был отряд Аркадия Николаева. У ученого-конструктора была и личная цель: на себе испытать и узнать суровые условия, в которых будут работать будущие машины, разрабатываемые в ОКБ «РАЛСНЕМГ» для освоения Антарктиды. Почти два года провел Аркадий Николаев в снежной антарктической пустыне, и, пожалуй, главным итогом его пребывания там стала увенчавшаяся успехом экспедиция к Полюсу относительной недоступности.
Начало трудного пути
Суровость снежной пустыни испытывала полярников на прочность в течение всей экспедиции, с первых ее часов. Так, во время проведения разгрузочных работ (необходимая техника была доставлена к берегу Антарктиды экспедиционным судном «Объ»), внезапно началась пурга, ледяной припай (слой льда, протяженностью несколько километров, примыкающий к суше) раскачивало. По льду пошли трещины, поднять тягачи обратно на судно уже не было возможности. Два тягача были потеряны, провалившись под лед. Тогда Аркадий Федорович принял непростое решение: пробиться к берегу, а там - двигаться к полярной станции «Мирный». Решение это грозило гибелью членам экспедиции, но потеря техники грозила сорвать экспедицию в центр Антарктиды.
- Встречный ветер, видимость - нулевая, снег летит почти горизонтально, останавливаться нельзя - лед может проломиться под 30-тонным тягачом, - рассказывает сын Аркадия Федоровича, Андрей Аркадьевич Николаев, сам, кстати, почетный полярник. - Тягачи управлялись рычагами. Отец сделал «стремена» из ремней, и управлял машиной ногами, стоя во весь рост и высунувшись из кабины через люк, иначе не видно ничего вообще. И дошли до «Мирного»!
Искать и найти
23 октября1958 года в весенний антарктический день из «Мирного» вышел санно-тракторный поезд из семи тяжело груженных саней и 30-тонных гусеничных тягачей. Курс - Полюс относительной недоступности Антарктиды, одна из немногих уже загадочных точек на географической карте мира, куда прежде не ступала нога человека. Николаев повел свою команду в центр Антарктиды на вездеходных машинах со скоростью пять километров в час, рискуя провалиться в ледяные трещины глубиной несколько километров. Два человека умерли от ожогов легких, потому что выскочили из кабин вездеходов без специальных масок на обезьяньем меху. Снежные заносы, пурга, огромные ледяные трещины, морозы в 60-70 градусов, снежные ураганы, недостаток кислорода (Полюс недоступности расположен на высоте почти четырех тысяч метров над уровнем моря), витаминов... Из 21 человека группы Николаева конечной цели достигли только 17 во главе с Аркадием Федоровичем. Тех, кто по причине болезни не мог продолжать дальнейший путь, самолетом отправляли на станцию «Мирный».
Флагманский тягач, а за ним и остальные тракторы сутками двигались по безбрежной ледяной пустыне вслепую, ориентируясь лишь по компасу.
На сильном морозе лопалась резина, дизельное топливо становилось вязким, а керосин замерзал, металл терял прочность. Ломались тягачи, и вскоре отряд израсходовал весь запас деталей, взятых из Мирного. На следующий день ценный груз был доставлен отряду по воздуху: по радио был вызван полярный летчик Виктор Михайлович Перов, он и сбросил на парашюте необходимое. Он же потом с бреющего полета сбрасывал отряду бочки с горючим.
На исходе второй недели ледового похода отряду Николаева пришлось преодолевать двухметровые снежные гряды, уплотненные ветрами до прочности камня, которые тянулись на сто с лишним километров. Через каждые 20-30 метров тягачу нужно было переваливать через препятствие.
«Полюс недоступности наш. Ура, товарищи!»
Впрочем, чем ближе становилась конечная цель экспедиции, тем лучше становилась погода: ясная и тихая, а солнце не заходило круглые сутки.
Штурман Юрий Авсюк все чаще сверял по приборам местоположение поезда, и вот, наконец, 14 декабря 1958 года, в 14.15 по московскому времени, раздалось заветное штурманское: «Стоп, приехали!»».
По радио вся колонна услышала голос Аркадия Николаева, два месяца ведущего их к заветной цели: «Полюс недоступности наш. Ура, товарищи!»
Среди бескрайних снегов, под ярким солнцем на макушке планеты стояли
18 человек - покорителей пространства. Начальник антарктической экспедиции Толстиков, возглавивший отряд на последнем этапе похода от станции «Советская», куда он прилетел самолетом, поздравил экипажи машин с победой. Затрепетал на обжигающем морозном ветру красный советский флаг. Дружный залп из ракетниц возвестил об основании новой советской научной станции «Полюс недоступности».
На станции исследователи прожили две недели, полностью выполнив программу научных работ.
На одном из черно-белых снимков, сделанных в той экспедиции, где Аркадий Федорович сфотографирован на фоне флага СССР и техники, твердой рукой написано: «Никто пути пройденного у нас не отберет». Снимок датирован мартом 1958 года. С тех пор прошло более полувека, но путь, пройденный нашим земляком Аркадием Федоровичем Николаевым, до сих пор вызывает восхищение и глубокое уважение.
Подготовила Ольга Прокофьева, gazeta-olga-zem@mail.ru
Фото из личного архива Андрея Николаева
Газета «ЗЕМЛЯКИ» №10 (763) 19 марта 2011 г.