Николай Дружинин, живущий в нашем городе принимал непосредственное участие в создании символа Олимпийских игр в Москве в 1980 году.
Почти 31 год минул с тех пор, как 19 июля 1980 года в Москве был дан старт XXII Олимпийским играм, первым в истории играм, проводимым на территории Восточной Европы.
Но олимпийский талисман тех игр - дружелюбный улыбающийся Медвежонок Миша авторства иллюстратора Виктора Чижикова знаком не только старшему поколению: все, кто «рожден в СССР» олимпийского Мишку знают. Многие видели исторические кадры Мишкиного триумфа - церемонию закрытия Московской Олимпиады, состоявшуюся третьего августа. В тот памятный вечер огромная резиновая фигура была запущена в небо столицы под пронзительную песню Александры Пахмутовой и Николая Добронравова. Мишка поднялся в воздух, сопровождаемый счастливыми слезами спортсменов и внушительного числа зрителей на стадионе имени Ленина.
Но этому триумфу предшествовали несколько лет упорной работы по подготовке Олимпиады-1980, в том числе, и по созданию олимпийского символа.
О создании любимца советских людей, добродушного олимпийского Мишки, как никому другому известно непосредственному участнику этих событий, Николаю Дружинину, живущему в нашем городе. О том, как появлялся на свет резиновый символ московской олимпиады, рассказала родственница Николая Николаевича, Ирина Горносталева.
Специалист по резине
Николай Николаевич - сын старшего инженера Николая Дружинина, трудившегося в народном комиссариате местной промышленности. Именно ему, Николаю Михайловичу, специалисту высокого класса, в 1936 году было доверено ответственное задание: разработать технологию и внедрить в производство резиновые контрацептивы, которых в СССР прежде не производилось.
С резиново-технической промышленностью связана вся деятельность Дружинина-старшего. После установления советской власти в Чехословакии, инженер Дружинин был командирован в страну для освоения технологий производства резиновой обуви на производственных мощностях известной чешской обувной фабрики «Батя». Владелец фабрики Томаш Батя после прихода советских войск эмигрировал в Америку, забрав с собой все технологии и специалистов производства. В США он создал обувную фабрику с тем же именем. В Чехословакии на мощностях бывшей обувной империи господина Бати работала известная в Союзе фабрика «Цебо». Отсюда «родом» технология изготовления легких резиновых плащей и детских игрушек из «лохматой» резины. Легкие непромокаемые плащи пользовались успехом в столице, а вот «лохматые» детские игрушки в производство не пошли: склады оказались забиты игрушками, произведенными ранее.
- Нашим промышленникам очень много помогал известный артист Михаил Жаров, - рассказывает Ирина, и показывает старенькую фотографию, где Николай Дружинин демонстрирует Жарову один из этапов производства на чехословацкой фабрике. Остальные снимки - а их было множество - переданы в музей Жарова. - Возить технологии и материалы за границу было в те времена довольно сложно, но только не для любимого народом артиста.
Николай Николаевич, сын известного инженера, пошел по стопам отца: окончил техникум при НИИ резиновой промышленности и заведовал фотолабраторией на опытном заводе в составе научно-исследовательского института резиновой промышленности при министерстве резиновой промышленности. Любовь к фотографии у него - от двоюродного брата, приходящегося моей собеседнице Ирине Горносталевой дедушкой. Тот увлекался фотосъемкой едва ли не с детства, даже написал два учебника по цветной фотографии. - Это было закрытое предприятие, выпускающее высокопрочную резину для космической отрасли, для океанских лайнеров, - рассказывает Ирина.
- Когда в 1977 году символ был утвержден Олимпийским комитетом, его рисунок привезли в лабораторию при НИИ. Сразу же началась разработка образцов резины.
Три медведя
Требования к качеству резины были особыми: она должна была быть плотной и высокопрочной. При этом улетающий в небо Мишка должен был быть безопасен: воздуху из него полагалось выходить медленно, чтобы фигура не взорвалась над головами тысяч зрителей, и впоследствии не упала бы на какой-либо важный объект.
Инженерами был разработан собственный проект олимпийского талисмана - удобный в изготовлении. Министерством проект был утвержден, и работа началась. Интересный факт: оказывается, олимпийских Мишек было создано целых три! Второй экземпляр делался втайне от начальства, «про запас»: дело государственной важности, мало ли что может случиться с символом игр при транспортировке? Но начальству, как водится, было донесено, что Мишки - два. Инженеры тогда выкрутились: «Создаем второй экземпляр для испытаний, а потом планировали подарить министерству!» Испытаниям Мишка подвергался серьезным - в него даже стреляли, чтобы удостовериться в прочности. Для того, чтобы олимпийский любимец советских людей медленно опускался, в голове у него был установлен клапан для постепенного стравливания воздуха, конструкцией похожий на парашютный, но в несколько раз больше.
- Впоследствии из Министерства резиновой промышленности был прислан приказ: изготовить еще одного мишку, третьего, «ростом» в полтора метра, - рассказала Ирина. - Этот третий мишка был подарен Министерству.
Судьба второго экземпляра символа олимпийских игр в Москве печальна: после закрытия НИИ резиновой промышленности, «второй» Мишка, растрепанный и никому не нужный, валялся на складе, и теперь и вовсе, должно быть, сгинул. Остался он только на фотографиях, сделанных Николаем Дружининым.
Ольга Прокофьева, gazeta-olga-zem@mail.ru
Фото из архива Ирины Горносталевой