«Ты куда, Одиссей, от жены, от детей?»
Вот уже четвертый год кстовчанин Денис Морев путешествует по белу свету на своем катамаране Du Cat. Весной 2013 года он решил круто поменять свою жизнь и отправился в большое морское путешествие, не взяв с собой ни копейки денег.
«Погибал среди акул, но ни разу даже глазом не моргнул!»
С тех пор бизнесмена Дениса Владимировича Морева не стало. Вместо него появился капитан Дэн - радушный хозяин катамарана, опытный моряк, сделавший путешествия образом жизни.
В том же 2013 году я брала интервью у капитана Дэна. Тогда он пересек Черное море и обосновался на берегах Турции. За три прошедших года наш земляк пережил столько событий, что не каждый испытает за всю свою жизнь:
-
За кормой уже 16 морей и океан, 11500 миль, идет четвертый год пути. Четырежды пересекли Гибралтар, побывали на Мадейре и Марокко, вернулся через всю Средиземку в Турцию. Женил в Украине старпома, стал крестным в Греции, ловил акул, акулы нападали на меня... В Турции вспомнил, что не был в Адриатике, пошел назад. На Крите схлопотал инсульт, но через 10 дней снова вышел в море, стараясь не нервничать и не напрягаться. А 16 июня отметил 1000-й день пути - дошел до Черногории.
Стоп-стоп, не так быстро! Все подробности своей бурной жизни капитан Дэн описывает в своем бортжурнале, полную версию которого можно прочитать на форуме
http://forum.katera.ru/index.php?/topic/46123-bortzhurnal-iakhty-du-cat-baltika-volga-sredizemnomo. А мы приводим здесь отрывки из этого увлекательного чтива, которые вполне достойны быть опубликованными отдельной книгой.
Калейдоскоп событий
01.12.13. Апельсиновый день на острове Хиос.
Первый день зимы, а вокруг зелень. Прямо на тротуар свешиваются грозди мандаринов и апельсинов, все в синих и белых цветах. А запах! Весь город из-за них как одна большая новогодняя елка. Гуляем неспешно.
На углу церковь, сперва решили, что российские орлы на ней. Пригляделись - византийская символика. Старый грек умывается святой водой. Где-то играет рояль, разучивают пьесу, весьма красиво.
09.07.14. Дорога зовет. Решили идти в Испанию вдоль северного берега, дневными переходами. Хочется посмотреть Европу: авось найдем Землю Обетованную? Уезжают же куда-то люди, мало кто возвращается, как-то устраиваются и живут спокойно, честно и счастливо? Греческого Рая нет, а из турецкого Парадиза мы изгнаны за потраву местных яблок...
24.09.14. Хм, а Рим, оказывается, отнюдь не на берегу моря... Странно.
Грязное метро привело нас точно к Колизею. Энергетика сокрушает.
Руины среди кварталов, всюду раскопки, заходили в церкви и костелы, весьма красиво и очень интересно. Прошли несколько мостов. Быки увенчаны человечьими клубками, бицепсы и титьки в разных комбинациях, иногда человечина вперемешку с кониной. И все на фоне Ватикана.
17.12.14. Испания... Страна со вкусом хамона. Тут им пахнет все и все из него сделано. Поначалу думал, что испанцы эти свиные ноги едят поедом, но потом выяснилось, что хамон может храниться так годами. Ногу солят, вялят, заражают каким-то грибком и покрывают воском, то есть бальзамируют. Так она может висеть в теньке на ветерке, только баночку под капли снизу вешают.
20.04.15. Прохождение Гибралтара.
Подъем рано. Готовимся к старту. Все возбуждены до крайности. Я внешне спокоен и самоуверен, внутри же трясется овечий хвостик. Копаю в сотый раз литературу, вспоминаю советы матерых капитанов. Принимаю волевое решение: стартуем за час до начала отлива, когда самое медленное западное течение.
После пересечения центра пролива экипаж расслабился. Ильдар даже выдал, что, мол, ничего страшного, зря пугали.
А вот так говорить - богов дразнить. Врезало незамедлительно.
Вымпельный ветер усилился до 30 узлов, мы понеслись. Поднялась попутная волна. Стали серфировать с волны, выходить на глиссер. На попутном ветре неопытный экипаж запутался латами в вантах, пришлось приводиться, все получилось, но намучились.
Впереди вход в порт Тарифа. Влетели в него как шар в лузу. Взревел мотор, повернули и... И поползли кормой вперед. Сложно маневрировали на ветру: порт не яхтенный, рыбацкий. Кое-как втиснулись между лодок.
Для Дуката и меня это пятый пролив.
27.09.15. За окнами виды, острова и синь Эгейского моря. За желтыми скалами вулкана далекий милый сердцу Мармарис, феррибот поворачивает в порт Родоса...
Толкотня на сходнях, точно в конце киносеанса. Жар берега, желтые камни крепости, барельефы крестоносцев и святых. Прогулялся неспешно, впитывая в себя забытые за год запахи и звуки. Все-таки Родос - самый величественный из встреченных мной городов. Нравится.
06.11.15. В Москве относительно тепло. Суета сует. Отвык от замызганности наших поездов. Моя полка сверху, но я не лезу, не рискую разуваться. Дую чаи, общаюсь с соседями. В час ночи наконец-то переступил родной порог. Немедленно вылизан лайками, аж до скрипа. Объят родными.
20.03.16. Сегодня забрались на «Дукат». Перезимовал нормально, все в порядке, сразу взялись за подготовку: отмываем, оттираем, подключаем, оснащаем.
18.06.16. Жарко, душно, солнечно. Мы на якоре возле города Бар. Первый раз за три года плавания попал в страну с симпатичным женским населением. Красоток много, некоторые аж дух захватывает, в основном же приятно поглазеть. Наш, славянский типаж, но с горской тонкостью черт. И либо блондинки, либо брюнетки, переходные модели отсутствуют.
Куда занесет морских цыган?
Каково это - утром отплывать из одного города, вечером швартоваться у другого? Превратить свою жизнь в бесконечный калейдоскоп впечатлений, эмоций, встреч с самыми разными людьми? Тем, кто привык чинно путешествовать в свой законный отпуск, не понять такого. Но этого капитану Дэну и не нужно. Жить в свое удовольствие - разве этого не достоин любой взрослый самостоятельный мальчик 40 с лишним лет?
Итак, сейчас капитан Дэн находится в Черногории. На мой вопрос - что дальше? - привычно отшучивается: откуда, мол, я знаю, куда занесет морских цыган? Потом сознается: далее идет в Италию, затем - в Грецию и Турцию.
Капитан Дэн путешествует не один. Он приглашает всех желающих присоединиться к экипажу и разделить это путешествие за разумную плату. В экипаже Du Cat уже побывали самые разные люди, жаждущие острых впечатлений. Может, в ком-то из нас тоже проснется дух авантюризма?
Виктория Кучинова
gazeta@3em.ru
Фото из архива героя
(«Земляки» №24 (1031) от 25 Июня 2016 г.)
Нашего сегодняшнего героя зовут
капитан Ден. Многие кстовчане знают его как
Дениса Морева, в прошлом успешного бизнесмена, а ныне заядлого путешественника. В какой-то момент Денис решил круто поменять свою жизнь: отошел от дел, весной 2013 года вместе с друзьями отправился в большое путешествие на катамаране. А все для того, чтобы осуществить давнюю мечту - покорить морскую стихию.
Говорящая фамилия
- Денис, с такой фамилией Вы просто обязаны любить море!
- Да, наверное, все мечтают с детства о морях и кораблях. Вот и я мечтал о путешествиях. Спасибо родителям, благодаря им я путешествую с детства.
Детство я провел на Севере, поэтому на море бывал часто, почти каждое лето. А вот паруса... Первый парус поднял на своей байдарке «Авось», на Керженце. Парусное вооружение на «Авосе» было дикой самоделкой из тента и елочек, сама же байдарка - венец творения. Самое интересное - у меня все получилось! Вот тогда я и загорелся, купил и поставил нормальный парус. Потом было много усовершенствований и много путешествий. Сейчас мой «Авось» - заслуженное судно, прошедшее Азовское, Черное, Белое моря, Онегу и Ладогу, бывавшее не в одном десятке походов.
Я потихоньку подтягивал друзей к своему новому увлечению. В 2009 году один мой друг купил катамаран, я помогал его перегонять из Питера в Нижний и сам стал мечтать о таком судне, о большом путешествии на Юг. Уговаривал друзей вступать в команду, идти вместе, зарабатывать деньги. Хотя главное в путешествии - не деньги, дорога. Когда-то я написал песню со словами:
«Что нас гонит
в эти дали,
не пойму.
Вот доедем - там,
на месте, разберем».
Наконец не выдержал, стал сам искать катамаран. И в Питер ездил, и в Геленджик, а купил у друга по соседству. Отдал он мне его за полцены, но и для этого пришлось взять большой кредит и добавить собственные сбережения.
- Как отнеслась семья к Вашему решению?
- Семья отнеслась с пониманием. Во-первых, привыкли: я уже много лет в туризме, пропадаю весной на сплавах, летом под парусами, зимой в пеших походах по лесам. Во-вторых, они сами такие. Дочки часто ходят со мной в походы, такие шторма выдерживали - взрослые мужики бы спасовали!
Приключений было - на целую книгу!
- С чего началось Ваше большое путешествие?
- Сначала набрал надежную верную команду. Экипаж на первую половину пути сложился сам, многим даже пришлось отказывать. Моя команда - это Николай Поздышев из города Бора - лодочный мастер, мой давний напарник по походам. С питерцем Максимилианом Мироновым познакомились уже на катамаране. Сергей Чесноков - это прежний хозяин моего катамарана Du Cat. Ну и западно-сибирская лайка Варна - наш сторож и добытчица уток.
12 мая этого года мы двинулись в путь по маршруту Волга - Дон-Азов - Керченский пролив - Черное море. Запаслись провизией, снаряжением, а вот денег с собой взяли немного - всего тысяч по пять. Питались тем, что в реке наловим да в лесу найдем.
- Какие яркие случаи, встречи больше всего запомнились?
- Больше всего запоминаются встречи с замечательными людьми. Мы посетили десятки марин (Специально оборудованная стоянка яхт. - Прим. автора), везде нас встречали радостно, угощали, заправляли водой и электричеством, помогали с ремонтом.
За все путешествие только Анапа отметилась черным пятном за грубость и вымогательство чиновников. Даже к берегу набрать воды и купить хлеба нас пускали только за взятку - 3000 рублей, вымогали их в открытую. Больше нигде такого безобразия мы не встречали.
Лето-2013 я проработал в Геленджике, возил туристов на морские прогулки, зарабатывал деньги на дополнительное оборудование яхты и снаряжение. До этого-то мы шли со старым шлюпочным компасом и картой автомобильных дорог РФ. Теперь навигацией катамаран укомплектован намного лучше.
- Когда началась заграничная часть путешествия?
- Этой осенью, как сезон закончился, я на месяц встал на доработку яхты и подготовку документов, закупил провизию. В зимние штормы мы пошли вдвоем с другом Евгением, больше никто не решился. Хоть и старые морские волки - покрутили мобильниками у ушей и отказались.
22 октября, прорвавшись через стену чиновничьего вымогательства, мы, наконец, вышли за границу и поплыли к берегам Турции. Пересекли Черное море, попав в жестокий двухдневный шторм. Очень страшно было - не раз казалось, что наш маленький Du Cat вот-вот перевернется.
Но все осталось позади, шторм мы выдержали и за пять дней дошли до турецкого города Синоп. Шли вдоль побережья Турции, останавливаясь в рыбацких лиманах, общаясь с простыми турками. Замечательные, душевные люди, я буду по ним скучать.
Пятого ноября были на Босфоре. Прошли Мраморное море, Дарданеллы, вышли в Эгейское море. Сейчас стоим в порту Чанаккале, оформляем документы, хотим съездить посмотреть на раскопки Трои. Всего от Нижнего мы прошли около 4500 километров.
- По дому не скучаете?
- Скучаю, конечно. Помнить о Кстове мне помогает одна старая традиция. Каждое утро на море начинается у нас с торжественной церемонии поднятия флага. Сначала мы шли под белым флагом с земляничкой и словом «Кстово». По легенде, мои дети сшили его в ночь перед одним из наших великих походов. Потом он истрепался штормами и был заменен на флаг кстовского турклуба «Черная макарона». Когда и его постигла та же судьба - заменили на российский флаг. Старые флаги, точнее то, что от них осталось, теперь лежат в рундуке, ждут попадания в домашний музей.
Морские цыгане
- Сейчас Вы в Турции. А что дальше?
- А дальше - куда ветер понесет морских цыган! Куда мы идем - точно сказать сложно. Скорее всего, мы изучаем жизнь вне России, жизнь яхтенную и прибрежную. Наше генеральное направление - Атлантика, острова Зеленого Мыса, Кабо Верде, где нас ждет замечательный человек Сергей Ласточкин.
- Меркантильный вопрос. Дорого, наверное, обошлось такое путешествие?
- А вот и нет. Мне как раз хотелось проверить, можно ли жить на яхте и за счет яхты, подрабатывая на дальнейшее движение прокатом туристов. Отчасти потому и выбрал катамаран: там четыре отдельные каюты, шесть спальных мест, огромная просторная палуба, камбуз и гальюн, все удобства.
Пока вроде бы получается, учитывая, что цены на прием гостей мы сделали вдвое меньше, чем в чартерных компаниях. На самое необходимое хватает - на ремонты, апгрейды, еду и бензин. А с алкоголем беда: экономия не дает баловать себя, так что у нас уже месяц сухой закон.
Вот сейчас как раз финансы на нуле, все, что заработали в Геленджике, потрачено. Есть еще двухмесячный запас продуктов, но макаронами с тушенкой мотор не заправишь! Поэтому ждем гостей - приезжайте к нам на борт! Нас тут двое, еще двоих-четверых поселим запросто.
Беседовала Виктория Кучинова
gazeta@3em.ru
Фото из архива Дениса Морева
(«Земляки» №46 (901) от 23 Ноября 2013 г.)