Всяк Кайман свое болото хвалит
Вика, привет. Прочитал твое сообщение - ты спрашиваешь про внедорожный спорт. В чем удовольствие - трястись по бездорожью, сидеть в болоте по уши в грязи, гробить машину да еще и тратить на это собственные деньги? Действительно, человеку непосвященному это может показаться странным и нерациональным. Так что давай я лучше расскажу все с самого начала.
Новичок в костюме химзащиты
Напомню про себя. Александр Прошкин, 31 год, женат, не судим, не привлекался. Во внедорожном спорте уже лет восемь. Все начиналось стандартно: хотелось пощекотать нервы адреналином, грязи хотелось, экстрима. Знакомых джиперов у меня не было - ездил зрителем на внедорожные соревнования, смотрел, примечал детали. Не стеснялся подходить к матерым участникам, расспрашивал, фотографировал машины. Потом начал потихоньку модернизировать свой УАЗик.
Помнишь, году в 2008-м на дамбе в старом Кстове проходили соревнования? Вот они и стали моим боевым крещением. Приехал я туда, как телепузик, в костюме химзащиты. Машина особо не усовершенствована - поставлена внедорожная резина и сделан воздуховод на скорую руку, чтобы не захлебнуться в болоте. Адреналину тогда хапнул по самое не хочу! И познакомился с кстовскими ребятами, многие из них стали мне друзьями и единомышленниками.
С тех пор было много соревнований, гонок, рейдов. Самыми интересными, пожалуй, были соревнования «Квадро» - сейчас они, к сожалению, не проводятся. Мы со штурманом сожгли сцепление, за ночь его поменяли, а утром стартовали и заняли второе место. Вот это было весело. Но победы наши все еще впереди - когда завершится модернизация моего УАЗика.
Большой болотный монстр
А ты вообще Каймана видела? Это мой УАЗ так зовут, да и меня уже по этому нику знают лучше, чем по имени. Конечно, от обычного УАЗика у Каймана уже мало что осталось. Автомобиль больше не приспособлен для езды по трассе, стихия этого монстра - грязь, болото. Машина стала двухместной, обрезаны задняя часть кузова и рама. Выкинуты рессоры, система охлаждения перенесена назад. Зажигание другое, все другое.
Модернизация продолжается по сей день. В данный момент делаю переднюю подвеску на пружинах взамен рессор. Все заточено под переход в категорию «абсолют» - ТР-3. Это категория для машин без ограничений - она самая жесткая, но и самая интересная.
Машины с минимальной подготовкой выступают в легких классах - мне это уже неинтересно. Нравится, когда болото по пояс, когда вода заливает двери, когда залезаешь в такую грязищу, что машину можно вытащить только лебедкой. Вот это и есть класс «абсолют». В этом году сделаю пару пробных заездов, чтобы исключить возможные болевые точки - и вперед, покорять ТР-3! Хотим с братом поучаствовать в двух-трех соревнованиях областного значения. Если Кайман хорошо себя покажет, оставлю конструкцию без изменений.
Из кустов появляется Николай
Ты спрашиваешь, что мне интереснее - быть на гонках водителем или штурманом? За рулем, конечно. Я уже сросся с ним за эти годы. Нет, я бываю, конечно, и штурманом, если пригласят другие экипажи, но интереснее все же за рулем. Да и габариты у меня особо бегать не позволяют - такой маленький хоббит с сент-траками.
Только не удивляйся, но я и на основной работе тоже баранку кручу. Дальнобойщик я. В день по 600-800 километров прохожу, бывает и больше. И знаешь, не надоедает.
А за штурманское дело у нас в команде отвечает мой брат Николай. Коля - абсолютно хладнокровный человек. Надел шлем, уставился в навигатор - и кочка ему не кочка, яма не яма. Я не представляю, как можно сохранять спокойствие, когда машина лежит на боку и вода льется через дверь. А он - ничего, сидит, маршрут прокладывает.
Николай - не только штурман, он еще и картограф, и лебедчик, и прокладчик маршрута. Идет впереди машины и говорит, как лучше добраться до точки. На ориентировании часто бывает, что к одной точке, которая находится где-нибудь посредине болота, одновременно тянутся несколько машин на лебедках. Что делать, не драться же? И тут из кустов появляется Николай, быстро все просчитывает, цепляет лебедку и говорит: «
Мы пойдем другим путем». В итоге мы подходим к точке первыми, и пока все остальные ушами хлопают - мы уже сфотографировались и улетучились.
А иначе он взорвется,
трах-бабах, и нет его!
А с чего, кстати, начался разговор? Ты спрашивала, зачем мне все это нужно? Извини, отвлекся. Кстати, этот вопрос задают любителям внедорожников часто. Я обычно отвечаю так: кто-то коллекционирует марки, кто-то качается в спортзале, а кто-то просто лежит дома на диване. У меня патологическая неспособность сидеть на месте больше пяти минут. Постоянно надо что-то делать, а то будет, как в песне: «А иначе он взорвется, трах-бабах, и нет его!».
Внедорожный спорт дает мне эту возможность не сидеть на месте, скорость, адреналин. Но одному в котле вариться всегда тяжело. Ни одно бы наше с братом начинание не состоялось бы без друзей-единомышленников. Это Сергей Коробов, Дмитрий Ларионов, Александр Рыбалко, Сергей Журавлев, Дмитрий Кучинов и другие. Отец тоже очень много мне помогал, делал чертежи для Каймана, многие конструкции были изготовлены под его началом. Да и семья с пониманием отнеслась, хотя хобби это дорогое и хлопотное. Жена и дочка привыкли: если в два, в три ночи в гараже звучит болгарка - значит, у папы скоро соревнования. А чего стоят ночные звонки с просьбой срочно вытащить какого-нибудь застрявшего бедолагу!
Знаешь, я только сейчас понял. Многие из родни, видимо, думали, что это увлечение у меня пройдет, перегорит. Но вот в 25 не перегорело. В 28 - нет. В 31 - не-а. И вот мне скоро 32, а такое чувство, что все только начинается!
Записала Виктория Кучинова
gazeta@3em.ru
Фото из архива героя
(«Земляки» №12 (1019) от 2 Апреля 2016 г.)