Мотоциклы, которые творили историю
В небольшой деревне Елховка есть один человек, который известен всем в округе своей безмерной любовью к ретро-технике. О Дмитрии Емельянове и его коллекции мотоциклов времен Великой Отечественной войны мы рассказывали своим читателям еще в прошлом году. В его коллекции, которая за последний год пополнилась несколькими экспонатами, есть настоящие легенды, которые он по винтику перебрал своими руками и поставил «на колеса». Все аппараты на ходу и при желании могут создать парад техники на 9 Мая. Вот только у кстовских властей такого желания не наблюдается. Помогают Дмитрию такие же энтузиасты, как и он, и немного спонсоры, которые с трепетом относятся к истории. К примеру, депутат Законодательного собрания Нижегородской области Алексей Николаевич Коваленко помог приобрести обмундирование для праздника 9 Мая.
Без преувеличения, по коллекции Дмитрия можно изучать историю Великой Отечественной. Интерес к этой эпохе однажды и положил начало увлечению земляка.
«
Сейчас уже точно и не вспомню, с чего началось увлечение именно восстановлением ретро-мотоциклов, - говорит Дмитрий Владимирович. -
Переехал в родительский дом, тут все от деда и прадеда осталось. Ими очень горжусь. Один мой прадед - генерал-майор контрразведки Арсений Андреевич Хлебов. Он учился в школе Фрунзе и после войны вернулся сюда преподавать. Второй мой прадед ушел на войну рядовым, погиб. Дедушка Святослав Васильевич Емельянов в 17 лет ушел на фронт в 1944-м моряком. До 1945-го провоевал и остался служить дальше. Иван Васильевич Емельянов - его брат - в десантную бригаду ушел, потерял руку, но вернулся домой, пятерых детей воспитал. Сейчас мы - их внуки, правнуки, помним и чтим наших дедов. У каждого жителя здесь есть те, кто воевал, защищая Родину. Техника, которую я восстанавливаю, - часть этой истории».
Сегодня его коллекция насчитывает более десяти мотоциклов. Что самое обидное - хранить это богатство просто негде. Мотоциклы стоят у Дмитрия в теплице, в старом и строящемся доме, просто во дворе. Он мечтает о музее ретро-техники, вот только найти подходящее помещение и заручиться поддержкой властей - настоящая проблема.
«
С финансами тяжело, - признается Дмитрий Емельянов. -
Созваниваемся с друзьями по всей России, они сообщают, где можно достать новые модели. Нужно сразу срываться и ехать за ней, а то появятся перекупщики, и больше никто не увидит тот или иной ретро-экспонат.
Очень поддержал депутат городской думы города Кстово Владимир Александрович Байдуков. Помог приобрести 321-й BMW. Машину в основном использовали разведчики. Машина маленькая, аккуратная, подвижная. При захвате пленных было очень удобно - люди не могли убежать, потому что тут нет задних дверей. К 9 Мая мы делаем напыление краской, чтобы освежить автомобиль и выставить его. После предстоит реставрация, она займет полгода или год. Машина и сейчас на ходу. На дороге такие авто другие водители приветствуют, сигналят, относятся уважительно».
«Первенец» Дмитрия Емельянова - мотоцикл М-72 - брат-близнец BMW R71, который Дмитрий также перебрал почти по винтику. «
Тяжелый мотоцикл, выпускался с 1941 по 1960 годы. С 41-го и до середины 50-х мотоцикл выпускался только для оснащения советских войск. Мотоциклы М-72 могли использоваться как с коляской, так и без, оснащались они стрелковым оружием и классифицировались как бронетехника. За время войны было выпущено всего 8500 машин, - рассказывает Дмитрий. -
Достался он мне в состоянии на твердую двойку по десятибалльной шкале: ржавый, не на ходу, состояние бака, руля, колес и люльки оставляло желать лучшего».
Пополнение коллекции за последний год произошло за счет «немцев» - удалось найти военный мотоцикл BMW R71, он вдохновил разработчиков на создание легендарного М-72. От М-72, который представлял собой точную копию BMW R71 1938 года, ведут свою родословную и «Днепры», и «Уралы». Также BMW R6, который советские солдаты активно использовали против врагов государства. Также коллекция пополнилась двумя современными «Уралами» и еще одним узнаваемым - желто-голубым с надписью ГАИ, прозванный «перехватчиком», поскольку скрыться от него было невозможно.
«
Соприкосновение с историей всегда интересно. Посмотрите, какой металл, какой запас прочности, надежности, такие и люди были - закаленные, - говорит Дмитрий. -
У нас с ребятами, которые мне помогают, задача другая. Никогда не было цели заработать на этом. Важно, чтобы эти автомобили для потомков остались, для истории. Спасибо огромное моей супруге Наталье Ивановне Емельяновой и дочкам Валерии и Софье, они меня очень поддерживают. Без них, может, ничего и не было бы. Они с понимаем относятся к моему увлечению, подбадривают всячески».
Цель Дмитрия Емельянова и его помощников - собрать лучшую коллекцию ретро-техники в Нижегородской области и открыть музей.
Им всегда нужна помощь. Бывает, что срочно нужны деньги для выкупа техники, а на руках у них таких денег нет. В такие моменты очень нужны помощники, которые могут в нужный момент выделить необходимую сумму.
Также здесь всегда рады запчастям и старой технике - если что-то у вас завалялось в гараже или сарае – ретро-реставраторы готовы приехать, забрать и заплатить деньги, даже если это больше похоже на груду металлолома.
Если вы хотите помочь кстовским энтузиастам, обращайтесь в редакцию, мы передадим ваши контакты в нужные руки.
Беседовала Светлана Зайцева
gazeta@3em.ru
Фото Сергея Черняева
(«Земляки» №17 (1074) от 6 Мая 2017 г.)
Машины, вернувшиеся из прошлого
Празднование Дня победы в Елховке прошло на Центральной улице. Здесь не было парадов и торжественных шествий, но была выставка мототехники и автомобилей времен Великой Отечественной войны.
Часть истории
Мотоциклы Второй мировой уже не делишь на «своих» и «чужих». Время лечит, и символика с орлами и крестами с какого-то момента уже не ранит так больно. Раритеты на колесах теперь всего лишь часть истории. Во владениях Дмитрия Емельянова, который увлекается мотореставрацией, отслеживать эту историю особенно легко.
Сам мотореставратор говорит, что его увлечение от желания сохранить историю и донести эти знания до детей. Действительно, запоминаются не те уроки истории, когда приходится зубрить куски текста из учебника, а встречи с ветеранами, выставки боевой техники и орудий, где все очень наглядно и зрелищно и прочно врезается в детское сознание.
«
Сейчас уже точно и не вспомню, с чего началось увлечение именно восстановлением ретромотоциклов, - говорит Дмитрий Владимирович. -
Переехал в родительский дом, тут все от деда и прадеда осталось. Ими очень горжусь. Один мой прадед - генерал-майор контрразведки Арсений Андреевич Хлебов. Он учился в школе Фрунзе и после войны вернулся сюда преподавать. Второй мой прадед ушел на войну рядовым, погиб. Дедушка Святослав Васильевич Емельянов в 17 лет ушел на фронт в 1944-м моряком. До 1945-го провоевал и остался служить дальше. Иван Васильевич Емельянов - его брат - в десантскую бригаду ушел, потерял руку, но вернулся домой, пятерых детей воспитал. Сейчас мы, их внуки, правнуки, помним и чтим наших дедов. У каждого жителя здесь есть те, кто воевал, защищая Родину. Техника, которую я восстанавливаю, - часть этой истории».
Действительно, рядом с этой техникой начинаешь испытывать какие-то высокие чувства, словно это и не машина, а солдат, выживший в бою, который давно закончился, а он только что вернулся домой.
Вернувшиеся из боя
«Первенец» Дмитрия Емельянова - мотоцикл М-72 - брат-близнец BMW R71, который Дмитрий также перебрал почти по винтику. «
Тяжелый мотоцикл, выпускался с 1941 по 1960 годы. С 41-го и до середины 50-х мотоцикл выпускался только для оснащения советских войск. Мотоциклы М-72 могли использоваться как с коляской, так и без, оснащались они стрелковым оружием и классифицировались как бронетехника. За время войны было выпущено всего 8500 машин, - рассказывает Дмитрий. -
Достался он мне в состоянии на твердую двойку по десятибалльной шкале: ржавый, не на ходу, состояние бака, руля, колес и люльки оставляло желать лучшего.
Помогли кстовчане, сарафанное радио у нас хорошо работает, люди подсказывают, где что можно найти, у кого спросить. Ищем везде, иногда на рынках, в гаражах, у дедушек, дядечек. Ну и, конечно, Интернет помогает, связываемся с продавцами старых запчастей по всей стране. Стараемся привести технику в первоначальный вид до последнего болтика, винтика. Говорю «мы», потому что мой друг и коллега Дмитрий Федяшин мне помогает. Он занимается восстановлением старых автомобилей и сейчас строит ангар для хранения нашей техники. Возможно, когда-нибудь получится открыть музей ретротехники. Сейчас в нашей коллекции 11 мотоциклов и четыре машины, еще удалось достать «Опель кадет» 1937 года выпуска. Состояние, конечно, ужасное, но мы его со временем восстановим. Все это не на продажу, только для участия в выставках и парадах на 9 Мая на радость детям».
В каждой коллекции есть своя гордость. Жемчужины Дмитрия - BMW R75 и Zundapp KS751 - не по-мотоциклетному широкие шины, три патронных ящика. Но почему они в песчаной раскраске и с символами в виде пальм? «
Изначально обе машины немцы предполагали использовать в двух военных ипостасях - в парашютно-десантных операциях для перевозки легких безоткатных орудий (это мотоциклу было явно не под силу, и после захвата острова Крит Гитлер практически отказался от применения в операциях захвата воздушного десанта) и в наступательных маршах Африканского корпуса. Последнее объясняет раскрас, а также присутствие в конструкции необычайно объемных воздушных фильтров. С «черного континента» машины перебросили на Восточный фронт, а здесь им нашли, пожалуй, лучшее применение, - продолжает Дмитрий. -
Это полноценные всепролазы. Известно, что в Красной армии попавший в плен Zundapp или BMW воспринимали как подарок. Ими таскали даже пушки-«сорокопятки». Тяговые способности простирались вплоть до того, что трофеями вызволяли из грязи отечественные «полуторки»!
Парад в День Победы -
это мечта
«
Соприкосновение с историей всегда интересно. Посмотрите, какой металл, какой запас прочности, надежности, такие и люди были - закаленные, - Дмитрий и Дмитрий по-настоящему увлечены своим хобби, и готовы срываться в любой момент, чтобы ехать доставать нужную деталь. Порой, счет идет на часы - охотников до старины много, но многие из них перекупщики, стремящиеся заработать как можно больше. -
У нас задача другая. Никогда не было цели заработать на этом. Нам важно, чтобы эти автомобили для потомков остались, для истории.
На 9 Мая к нам в Елховку приехали люди из Вязовки, Чаглавы, Ключищ, Тиза, Гринвиладжа, Дружного. Огромное спасибо всем жителям за поддержку, рад, что у нас такое крепкое, дружное село.
Каждый внес свою лепту. Администратор магазина «Продукты» Светлана Михайловна Пучкова помогала в организации полевой кухни: гречка с тушенкой - все было как полагается.
Детей мы катали на автомобилях времен войны, устраивали конкурсы и рисовали мелками на асфальте картинки, посвященные войне. 250 человек, собравшиеся на празднике, и дети, и взрослые, отлично провели время и были очень довольны.
Наша мечта - поучаствовать в городе Кстово в параде на День Победы. Все упирается в поддержку властей и спонсоров. Перевезти технику в город - задача непростая. Хоть все мотоциклы и машины на ходу, в пути может случиться всякое, например, двигатель перегреется, понадобится тягач или что-то в том же духе.
Помощь нам всегда нужна. Бывает, что срочно нужны деньги для выкупа техники, а на руках у нас таких денег нет. В такие моменты очень нужны помощники, которые могут в нужный момент выделить необходимую сумму, а мы ее вернем потом.
Также мы всегда рады запчастям и старой технике - если что-то у вас завалялось в гараже или сарае - мы готовы приехать, забрать и заплатить денег, даже если это больше похоже на груду металлолома».
Если вы хотите помочь кстовским энтузиастам, обращайтесь в редакцию, мы передадим ваши контакты в нужные руки.
Светлана Зайцева
gazeta@3em.ru
Фото Сергея Черняева и из архива героев
(«Земляки» №18 (1025) от 14 Мая 2016 г.)