Борис Михайлович Лярсков родился и вырос в селе Сосновка Сергачского района. Он был младшим в семье. Мама трудилась в колхозе, отец - на почте в Сергаче ямщиком. Борис окончил 4 класса и стал работать пастухом - шла война, рабочих рук не хватало, поэтому и дети выходили на работу. В 1947 году уехал к отцу, который постоянно жил в Сергаче и работал там уже конюхом при райкоме партии. «Тогда на весь район было всего две машины, все ездили на лошадях», - вспоминает Борис Михайлович. Он тоже стал конюхом, работал вместе с отцом. В 1951 году узнал, что в райкоме объявлен набор на строительство нового города в Горьковской области. «Вместе с братом мы пришли к уполномоченному по набору и попросили нас записать на стройку, - рассказывает Борис Михайлович. - Специальности не было никакой, но мы готовы были разнорабочими поехать».
Сначала приехали в Горький, какое-то время работали там на стройке. Но уже через месяц были сформированы две бригады - мужская и женская, которые отправились в Кстово.
Каждому - по койке и по матрасу
«Погрузили нас на бортовую машину и повезли, - вспоминает Борис Михайлович. - Прибыли в строительную контору в Вишенки, там каждому выдали кровать, матрас, одеяло, подушку, спецовки, и уже на нескольких машинах повезли в Великий Враг. Приехали, стали селиться, а селяне не хотят нас к себе брать. Село было богатое, двухэтажные деревянные дома, в летнее время комнаты в этих домах сдавали дачникам - прибыль с этого имели. А тут нас привезли, а мы ведь ничего не платили. Может, конечно, за нас управление платило, не знаю. Но люди стали возмущаться, отказываться от таких постояльцев. Тогда им пригрозили - если не хотите этих брать, привезем вам заключенных. Так и уговорили». Борис Михайлович вместе с братом, его женой и еще двумя молодыми парнями заняли три комнаты в большом деревенском доме. Хозяева были уже старенькие, глава семьи работал церковным старостой. «Помню, как мы удивились, что в селе церковь работает. Тогда ведь они почти везде были либо разрушены, либо закрыты. Но мы, комсомольцы, туда, конечно, не ходили в то время», - говорит Борис Михайлович.
Эх, дороги
Первая строительная площадка была организована там, где сейчас находится рынок строительных материалов. По реке шли грузы, и нужна была дорога, чтобы их подвозить. Борис Михайлович попал в бригаду, которая и занялась строительством дороги. Позднее бригада стала расширяться и переросла в самостоятельную организацию, которая до сих пор существует - СУ-4. Первая дорога пролегла в старом Кстове - от хлебной базы до порта. Техники тогда почти не было, и строили ее вручную. «Сначала расчищали место - там ведь поле было, рожь росла, овес, - вспоминает первостроитель. - Потом лопатами делали «дорожное корыто» - углубление в земле на всем протяжении. Засыпали песком и укладывали бутовый камень. Привозили огромные булыжники, мы их разбивали кувалдами, размельчали и мостили дорогу. Потом все хорошо утрамбовывали - все вручную, и получалась дорога». Принимал Борис Михайлович участие и в строительстве железной дороги, по которой тоже стали поступать строительные грузы.
Работали с восьми утра до пяти вечера, питались в столовой, на стройку добирались пешком. «Тех, кто жил в деревнях подальше от строительства, возили на машинах, мы же из Великого Врага шли пешком. Через Лукерьино, которое было тогда хорошей, красивой деревней, и по казанке», - рассказывает Борис Михайлович. Кстати, казанка в то время находилась не там, где сейчас. Она шла мимо поселка Приволжский и прямо до Лукерьино (эта дорога сохранилась и сегодня - мимо Карповки, по проспекту Рачкова), около оврага она делала крутой поворот в сторону нынешней казанки и уходила в сторону Новоликеева.
Быт и досуг
Два года жил Борис Михайлович в доме у великовражцев. «А потом мы с братом самовольно заселились в один из домов, которые строили тогда около автостанции, по улице Талалушкина. Но мы были не одиноки в таком решении. Люди обживались, заводили семьи, надо было свою крышу над головой иметь. Вот сами и заселялись, не дожидаясь, когда будут распределять квартиры. Ну, в общем-то, для них и предназначалось это жилье, просто еще не было достроено. Это были восьмиквартирные двухэтажные дома. Там не было ни отопления, ни, конечно, газа. Стены, пол да потолок. Люди селились так - несколько семей в одну квартиру. Нам с братом и его женой досталась 11-метровая комната в трехкомнатной квартире. Установили железную печку, трубу вывели в окошко. Так и обогревались, и пищу готовили», - вспоминает Борис Михайлович.
С удовольствием рассказывает он о досуге строителей. Вспоминает, как комсомольцы сами строили первый клуб. «Мы создали специальную комсомольскую строительную бригаду, и по выходным строили клуб. Работали с удовольствием. Название ему дали «Строитель». Проводили там разные мероприятия, вечера, танцы», - говорит Борис Михайлович. После «Строителя» стали возводить второй клуб, уже капитальный - «Нефтяник». Работали в несколько смен, выкладывались на полную - так хотелось скорее достроить и открыть клуб. «С «Нефтяником» столько приятных воспоминаний связано, столько там было всего интересного. Для нас это был дворец - большой, красивый, светлый, какой-то торжественный», - вспоминает Борис Михайлович. Сам он в те годы был активным комсомольцем, одно время даже возглавлял комсомольскую организацию ЖКК, являлся членом комитета строительства, членом райкома комсомола. «Мы жили очень интересно, дружно, много работали, но и отдыхать умели. Проводили субботники, воскресники, очень много интересных вечеров, мероприятий», - рассказывает он. Борис Михайлович признается, что, если бы пришлось прожить жизнь сначала, он не стал бы в ней ничего менять.
Марина Тарасенко
(газета «ЗЕМЛЯКИ» №31 (580) от 11 августа 2007 г.)
В дни празднования 46-летия города принято вспоминать тех, чьими руками Кстово начинало строиться
Историю этой фотографии рассказал нам человек, снятый на ней в числе остальных в сентябре 1951 года -
Борис Михайлович Лярсков (на фото второй слева).
- Тогда на месте города ничего не было. Росла только рожь, да пшеница. А мы были молодые, полные надежд и сил, работали с энтузиазмом, - рассказывает Борис Михайлович.
Впоследствии Борис Лярсков принимал участие в строительстве почти всех предприятий и организаций города. Работая машинистом крана-трубоукладчика, он строил и нефтеперерабатывающий завод.
Отвечая на вопрос о том, трудно ли было тогда, Борис Михайлович признался, что было по-разному.
- Бывало, строили, а потом заново переделывали. Приходилось по всем районам ездить. Работали на Бору, в Арзамасе, в Сергаче, но родному городу, конечно, отдавали все силы и умения.
По сей день Борис Михайлович живет в городе, построенном и его руками - в него он вложил частичку своей души. За все прошедшие с того времени годы нажил немного, не гнался за богатством. Лишь в конце нашего разговора Борис Михайлович скромно сказал, что есть у него на память о тех временах награды: две медали ветерана труда и орден Трудовой славы, полученный в 1973 году за строительство нефтехимического завода.
Юлия Киселева
(газета «Земляки» №36 (367) от 6 сентября 2003 г.)