loading...

Популярные спортсмены г.Кстово

Николаев Аркадий

Кстово.руО нашем земляке, уроженце Великого Врага Аркадии Федоровиче Николаеве (1914-1987), «Земляки» уже однажды рассказывали. Впрочем, личность Аркадия Николаева настолько масштабна, что рассказать о нем в одной, да даже в нескольких публикациях, толком не получится.
Судите сами: чемпион Советского Союза по автогонкам (1938-1941 гг.), установивший два всесоюзных рекорда скорости, который после окончания Великой Отечественной войны возглавлял СКБ «РАЛСНЕМГ» в Горьковском политехническом институте. Конструкторское бюро строило специальную и вездеходную технику для освоения Севера.
Николаев - лауреат Сталинской премии, в 1957 году испытывавший ледорезную машину на Северном полюсе, он же - начальник наземного транспорта третьей антарктической экспедиции (1957-1959 гг.). В 1958 он возглавил научную экспедицию, которая на протяжении 87 суровых дней прорывалась на санно-трактороном поезде к полюсу Недоступности Антарктиды и впервые в мировой истории достигла его.
Аркадий Федорович Николаев - почетный полярник, заслуженный изобретатель, заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук, профессор. Добавьте к этому диплом снайпера, полученный Николаевым в 30-е годы, и получите поистине Леонардо да Винчи нашего времени. Он из тех удивительных людей того времени, чья судьба неразрывно связана с судьбой страны, с рождением и развитием отечественного автомобилестроения, с героическими страницами освоения Антарктиды.

Нажмите для просмотра оригиналаГЛ-1: вариант первый
В 1930-х годах прошлого века тема развития советского автоспорта была очень актуальной. Автоспорт был даже частью государственной программы военной подготовки населения СССР. ГЛ-1 стала первой советской гоночной машиной, созданной автомобильным заводом. До нее автоспорт СССР «располагал» только самодельными машинами, созданными в автоклубах на шасси ГАЗ-А и ГАЗ М1.
Дословно аббревиатура «ГЛ» расшифровывается как «гоночная Липгарта» - машина названа в честь главного конструктора Горьковского автомобильного завода, из ворот которого и выехала футуристичная для тех лет ГЛ-1. Впрочем, конструировал ее Евгений Агитов. Он работал на ГАЗе с 1929 года, руководил строительством и пуском опытных мастерских.
Серийная ГАЗ М-1 и стала базой для строительства первого варианта ГЛ-1. Двухместный кузов без крыльев, с низким ветровым стеклом был установлен на раму. В левом борту кабины был сделан вырез под локоть пилота. Кстати, от «эмки» ГЛ-1 достались капот, боковины капота и облицовка радиатора. Задняя часть автомобиля была приплюснута и представляла собой широкий «хвост». Двигатель ГЛ-1 был мощнее, нежели у ГАЗ М-1, на 15 «лошадок»: 65 против серийных 50.
Техником-испытателем нового автомобиля стал выпускник Саратовского авиационного техникума, студент Горьковского индустриального института имени Жданова Аркадий Николаев. Когда в феврале 1938 года будущий профессиональный заводской пилот пришел работать на ГАЗ, ему исполнилось 24 года. На завод Николаев пришел техником-испытателем, а уже к сентябрю того же года стал ведущим испытателем, возглавив группу дорожных испытаний автомобилей ГАЗа.
С ГЛ-1 Аркадий Федорович был буквально неразлучен: он лично проводил техническое обслуживание, готовил этилированный бензин. Первой гоночной машине посвящена большая часть фотоархива Аркадия Федоровича, который бережно сохраняется его сыном, Андреем Аркадьевичем. Авторство фотографий тоже уникально: большинство из них сделано известным автомобильным корреспондентом Николаем Добровольским, который вел фотолетопись ГАЗа со дня основания завода.

Поехали!
В 1938 году, на соревнованиях в Киеве, ГЛ-1 была явлена на суд общественности. Главным судьей тех гонок был пилот Валерий Чкалов. После гонок он сам сел за руль первого гоночного болида СССР. Аркадий Федорович временно стал «вторым пилотом». Андрей Аркадьевич вспоминает, как рассказывал ему об этой поездке отец: Чкалов уже разогнал машину до сотни километров в час, как вдруг на пути возник классический «горбатый» мостик. Тормозить было поздно, и мостик в буквальном смысле стал трамплином: ГЛ-1 подлетела в воздух, Чкалов успел крикнуть: «Не бойся, Аркадий!», после чего машина благополучно приземлилась и продолжила путь. В доме Николаевых в Великом Враге висит фотография с тех соревнований, где легендарный пилот самолета Чкалов и не менее легендарный пилот гоночного авто Николаев стоят рядом.
А через полтора месяца после соревнований в Киеве, 21 октября, Аркадий Николаев установил свой первый всесоюзный рекорд скорости. На Московском шоссе (тогда это была единственная ровная дорога, на которой можно было хорошенько разогнаться), Аркадий Николаев прошел на ГЛ-1 один километр с хода со средней скоростью 147,84 км/ч. Это был 1938 год!
Стоит ли говорить, что ГЛ-1 стала флагманом ГАЗа: на всех парадах в городе Горьком «гоночная Липгарта» и ее пилот Аркадий Николаев участвовали, возглавляя колонну «эмок».

ГЛ-1: вариант второй
В 1940 была построена ГЛ-1 второго поколения. В это время выпускник Горьковского индустриального института Аркадий Николаев защитил дипломный проект «Форсированный шестицилиндровый двигатель ГАЗ-11 с верхним расположением всасывающего клапана», где объяснил смысл создания гоночных машин: «На любом этапе развития техники гоночный автомобиль являлся воплощением прогрессивной мысли конструктора и предопределял дальнейшие изменения конструкции нормального автомобиля». Именно поэтому
ГЛ-1 можно смело называть платформой современного машиностроения.
Вторая версия ГЛ-1 отличалась от первой. Капот и облицовка радиатора у нее от ГАЗ-11-73, над головой водителя появляется обтекаемая крыша, на колесах - аэродинамические колпаки. Кузов болида был выколочен вручную из дюралюминия. На этой машине во время официальных соревнований Аркадий Федорович установил абсолютный всесоюзный рекорд скорости, разогнав ГЛ-1 до 161,87 км/ч. До начала войны оставалось меньше года...

Завтра была война
Трагические поправки в судьбу гоночных автомобилей ГЛ-1 Великая Отечественная внесла, не задумываясь. Передовые разработки гоночных авто, в числе которых была и ГЛ-1 третьего поколения, были прекращены: стране нужна была совсем иная техника. От болида третьего поколения остался только эскиз. Конструктор Евгений Агитов во время войны покончил жизнь самоубийством. Гоночные легенды, на которых Аркадий Николаев ставил рекорды скорости, исчезли: на заводе ГЛ-1 разрезали в металлолом. По одной из версий, находящаяся в разработке ГЛ-1 третьего поколения погибла во время бомбежки ГАЗа. Не осталось ничего, кроме архивных фотографий и воспоминаний.
После войны Аркадий Николаев посвятил себя науке, возглавив опытно-конструкторское бюро по разработке льда, снега и мерзлого грунта. В стенах конструкторского бюро было создано более сорока принципиально новых машин для работы в условиях Антарктики. Они существенно облегчили труд полярных исследователей. До этого времени все работы велись с применением динамита или же вручную - киркой. За одну из таких машин - бурильную - Аркадий Федорович получил Сталинскую премию.

Воссоздать мечту
Казалось бы, истории «гоночной Липгарта» суждено на этом закончится.
Однако судьба ГЛ-1 неразрывно связана с чудом. Чудом технической и конструкторской мысли были рекорды скорости, устанавливаемые на ней Аркадием Николаевым в XX веке. В XXI веке чудо случилось снова. В 2010 году, ровно через 70 лет после появления ГЛ-1, легендарный гоночный автомобиль был восстановлен.
В 1970-х годах автомобильный художник Александр Захаров создал первый художественный образ, детально воссозданный по архивным фотографиям. Он был опубликован в журнале «За рулем» тех лет. В наше время на основе рисунка Захарова и по чертежам, воспроизведенным по уцелевшим фотографиям, благодаря энтузиастам, верящим в мечту, ГЛ-1 была восстановлена.
Процесс воссоздания легендарной ГЛ-1 второго поколения длился более трех лет, была изготовлена деревянная модель в натуральную величину. В 2010-м двигатель возрожденной ГЛ-1 снова взревел. Конечно, времена изменились, и скорости, рекордные для «гоночной Липгарта», перестали быть фантастическими. Да дело и не в этом. Как признался автореставратор Александр Бушуев, главным было «подарить мечту новому поколению, показать, что и они могут не просто прожигать жизнь, а создавать что-то удивительное».

Ольга Прокофьева, gazeta-olga-zem@mail.ru
Фото из архива Андрея Аркадьевича Николаева


Прочитано: 2902 раз(а)


© 2017 ООО «ИД «Земляки»



В КОНТАКТЕ С КСТОВО.РУ