Кстовская художница
Мария Карпова закончила сначала художественную школу, потом занималась в изостудии в «Берегине», еще чуть позже поступила в художественное училище.
- Маша, что рисуете чаще всего? Что вас вдохновляет?
- Если бы я нигде не училась, я легко бы ответила на этот вопрос. В училище все спланировано за тебя. Первый год ты рисуешь натюрморты, второй - «гипсы», потом портреты, «обнаженку», людей. Летняя практика - пейзажи. В общем, полный набор. Во время каникул я, как правило, ничего не рисую. Хотя можно и нужно рисовать этюды. Это полезно, но в то же время сопряжено с массой неудобств: нужно собирать этюдник, все это тащить на себе. Где-то мимо тебя все ходят, а у тебя ничего не получается.… В итоге из-за небольшого этюдика настроение испорчено.
Есть такой предмет - композиция, когда не дают определенной темы, и нужно нарисовать какую-то картину, какой-то сюжет. Мне это гораздо интереснее, чем ходить на этюды, потому что это дает простор воображению. В картине нужно выразить свои чувства. Композиция этим и интересна, потому что ты творишь как художник.
Жаль, что пейзаж «из головы» написать нельзя. Живопись просто нужно полюбить, а у меня с этим проблемы. Мне ближе графика. Одно время я очень увлекалась книжной графикой.
На втором курсе я выставляла свои черно-белые иллюстрации. В прошлом году, зимой, мои работы выставлялись в Москве, в Центральном доме художника. Там были работы художников со всей России. Мне особенно лестно, что в приемной комиссии, которая отбирала работы на выставку, были братья Ткачевы. Ткачевы - совершенно фантастические российские художники. Я учусь по их альбомам!
Выставки, конечно, вещь опасная. На открытии обычно присутствуют журналисты, именитые художники, красивые девушки…, все пьют шампанское, и ты просто растворяешься во всем этом, чувствуя себя частью этого бомонда. Складываешь в стопочку каталоги с выставок, в которых ты участвовал, и тебя переполняет чувство гордости.
Совсем скоро в Нижнем Новгороде будет выставка «Осенний вернисаж», но я все никак не решусь принять в ней участие. Выставки - дело достаточно хлопотное: нужно заказывать рамки, отбирать картины.…
- Есть еще какие-то художники, помимо братьев Ткачевых, на которых хочется равняться?
- Есть такой интересный художник - Иван Лубенников, монументалист, он преподает в Суриковском институте, в Москве. Его работы просто потрясающие, это как раз тот случай, когда человек берет от натуры столько, сколько ему нужно. Его образы неповторимы. А темы очень простые: весна, улица, кафе. Он настолько непопсовый, профессиональный, лаконичный…!
Зинаида Серебрякова - женщина-художник, для меня в какой-то мере авторитет. Она самостоятельно училась и достигла таких высот… при всей ее тяжелой судьбе, у нее настолько жизнерадостные работы!
Вообще, у женщин-художниц другой, «женский» подход к живописи. Такой… нежный, несколько нерешительный, осторожный. Я себя пытаюсь побороть в этом смысле, стать раскрепощеннее в творчестве.
- Мария, расскажите о дальнейших творческих планах.
- У меня сейчас одна цель - поступить в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию имени Штиглица (Ранее учебное заведение носило имя народного художника СССР В.И. Мухиной, а имя банкира и промышленника А.Л. Штиглица, на чьи средства в 1876 году было основано центральное училище технического рисования, с которого и пошла история нынешней академии, присвоено ей в 2006 году - Прим. ред.). Это очень престижное учебное заведение! Там обучают монументальной живописи. Монументальная живопись - это все, что связано с росписью стен, мозаикой, то есть оформлением зданий и сооружений, например, станций метро.…
- Почему именно это учебное заведение?
- Я хочу учиться именно в Санкт-Петербурге. В Питере два учебных заведения: Академия имени Репина и Академия Штиглица. Репинская академия - очень консервативная школа. Грубо говоря, там клонируют людей, художников. Выходят очень похожие работы, авторов сложно отличить друг от друга. В «Мухе» - наоборот, полная свобода. Меня привлек подход к студентам, после «Репы» - ты просто художник-живописец, станковый. После Академии Штиглица ты и монументалист, и живописец.
Сейчас я готовлюсь поехать в Питер, ходить на курсы, вольничать и мозолить глаза преподавателям.
Светлана Зайцева (газета «Земляки» №38 (638) от 27 сентября 2008 г.)
Фото из личного архива Марии Карповой