Сергей Балыков родился и вырос в Нижнем Новгороде. После школы поступил в Горьковское театральное училище на отделение «актер театра кукол». Мечтал быть драматическим артистом, но не приняли. И тогда он решил пойти в кукольники, с надеждой потом все же перейти на драматическую сцену. Но, впервые увидев кукол, влюбился в них сразу и окончательно.
После училища пять лет работал в Нижегородском театре кукол актером, после чего поступил в Питерский институт театра, музыки и кино на режиссерский факультет. Это единственный институт в стране, где готовят режиссеров театра кукол. К тому времени Сергей уже самостоятельно ставил спектакли, преподавал в театральном училище.
После института был Ижевский театр кукол, где Сергей работал главным режиссером, затем Ижевский драматический театр, позднее - театр кукол в Екатеринбурге. А потом Сергей вернулся на родину, на нижегородскую землю. Перед ним как главным режиссером стоял выбор: Дзержинский драматический театр или Кстовский театр кукол. Выбор пал на Кстово. «Потому что здесь вообще ничего не было: театр существовал на положении кружка, полусамодеятельного, полупрофессионального, не было режиссера, коллектив - три девочки-актрисы; сценического света нет, звука нет, - рассказывает Сергей Николаевич. - А самое главное, нет навязывания сверху: никаких жестких планов. Это и подкупило меня - я раньше много страдал от того, что не желал работать по чьей-то указке. Я просто люблю работать, а не выполнять чьи-то заказы. Я служу только Его Величеству Театру. Такой уж уродился».
И вот уже пять лет Сергей Балыков - главный режиссер Кстовского театра кукол. За это время многое изменилось. Во-первых, значительно вырос репертуар театра. Если раньше было четыре спектакля, то теперь их шестнадцать. Из них два - для взрослых, и оба высоко оценены московским жюри. Спектакль «История солдата» (фантазии на тему И. Стравинского и Ш. Рамюза) вошел в десятку лучших спектаклей России. Спектакль «Я тогда гостила на Земле», в основу которого легли факты биографии и страницы творчества русских поэтесс Цветаевой, Ахматовой и Зиминой, на Нижегородском областном фестивале был отмечен дипломом «Удачи сезона». Не отстают и детские спектакли. Так, спектакль «Ваня Датский» по сказке Бориса Шергина на всероссийском фестивале «Вперед, за синей птицей» получил гран-при. В спектакле «Дождь и Белая» по пьесе М. Супонина была отмечена исполнительница за лучшую женскую роль.
В театре за эти годы вырос и коллектив, сейчас в труппе шесть актеров, весной ожидается пополнение - выпускники Нижегородского театрального училища. Приходит в этом году и главный художник. Театр приобрел световые пульты, новое звуковое оборудование. «С нетерпением ждем ремонта, - признался Сергей Николаевич. - Сейчас здание в таком неприглядном состоянии, что и гостей: жюри, критиков - пригласить просто стыдно. Ведь это театр, здесь все должно соответствовать его высокому предназначению - приобщению к культуре. Все, что зависит от нас, мы делаем, но этого, к сожалению, мало для того, чтобы статус театра в городе вырос».
Нужен диалог
На сегодняшний день главным зрителем театра кукол являются маленькие дети - дошколята, которые приходят на спектакль с родителями. «Мы рады дарить детям праздник, - говорит Сергей Николаевич. - Но многие наши спектакли рассчитаны на более взрослого зрителя. У детей младше пяти лет еще не сформирована способность проводить грань между реальностью и вымыслом, они воспринимают образы театра, его выдуманный мир, как реальность». Кроме того, по мнению Сергея Балыкова, театр - это, прежде всего, страстный диалог двух заинтересованных людей: Актера и Зрителя. «Трудно построить диалог с людьми, которые еще не разговаривают, - улыбается Сергей Николаевич. - Мы их, безусловно, любим и рады дарить им чудо, но нам тоже нужна отдача».
«Мир театра весьма сложен и требует для восприятия определенного багажа, накопленного человеком», - считает главный режиссер. Он с сожалением говорит о том, что взрослые почти не ходят на спектакли, что трудно организовать показы для школьников. «Люди за то время, пока наш театр умирал, забыли о нем. И никак не могут поверить, что в городе появился профессиональный театр. Надеюсь, что время расставит все по своим местам. А мы будем работать для нашего зрителя», - говорит Сергей Балыков.
Спектакли - как дети
«Как рождается спектакль?» - на этот вопрос Сергей Балыков ответил не сразу, надолго задумался. «Сначала возникает волнение при встрече с материалом, - признается он. - Вначале - всегда тема, которая не оставила равнодушным, куда-то позвала, поманила. Бывает, что тема не оставляет тебя годами. Идея возникла - иду в библиотеку и все об этом читаю. Потом работаем вместе с художником - набрасываем идеи, как это может выглядеть. Затем - цех, где делают всю необходимую материальную часть. После этого идет работа с актерами, чтобы осмыслить замысел, оживить его».
«А что Вы ставите в центр спектакля?» - следующий вопрос. «Я все время рассматриваю один и тот же вопрос: человек и социум; внутреннее ощущение одиночества, попытки соединиться и очень частое непонимание тебя окружающими... Художник и общество... Кто есть я, зачем я здесь и как мне быть с другими?»
«Есть ли у Вас любимый спектакль из поставленных Вами?»... «Мои спектакли - это мои дети. А как среди своих детей выделить лучшего?!.. Иногда думаю о каком-нибудь из них: «Все, он не удался, ничего не получилось!» И понимаю при этом, что люблю его всем сердцем. Он таким родился, появился вот таким... Я знаю, что многие режиссеры после премьеры не оставляют спектакль, начинают прислушиваться к мнению критиков, что-то переделывать. Сколько ни смотрел такие переделки - ничего хорошего не получается...»
«Рука актера - это душа куклы»
Ремесло актера кукольного театра очень сильно отличается от ремесла актера драматического театра. Хотя и говорит Сергей Николаевич о том, что вообще актерский труд безумно сложен, все же признает, что кукольники - артисты особые. Ведь все эмоции, чувства, смысл, сюжетную линию актеру - кукольнику нужно передать не через мимику и жесты, не через прямой контакт со зрителем, как в драме, а через куклу. На сцене театра кукол каждый раз происходит некий таинственный акт - превращение неживого в живое.
В средние века кукольников сжигали на костре, считая, что они подменяют собой Бога - они вдыхают жизнь в неживой предмет.
Душа куклы
Куклы в театре на особом положении. С ними здороваются, разговаривают; плачут и испытывают боль, если кукла вдруг упала. А все потому, что куклы - живые, у них есть душа. В этом уверен и режиссер, и актеры. В актерской среде ходит много баек о том, как куклы «оживали», как влияли на судьбу артистов. Наверное, большей частью это все-таки вымысел, но вот что странно - зайдешь на склад, где висят куклы, они смотрят на тебя, и становится жутко... Как от встречи с необъяснимым, не понятным человеку, особым миром. «Это оттого что у кукол есть своя энергетика, и она сохраняется даже тогда, когда человек оставляет куклу... Видимо, часть энергетики человека передается от актера кукле, - размышляет Сергей Балыков. - И непонятно, кукловод управляет куклой или кукла им?»
«Кто ты, Человек?»
Кто-то из театралов сказал: «Спектакль должен всегда наносить душевную рану в хорошем смысле - тревожить, заставлять сопереживать». Сергей Балыков абсолютно согласен с этим. «Мне нравится смотреть на лица людей, выходящих из зрительного зала после спектакля, особенно, если это серьезная вещь. Они одухотворенные, умиленные. Это другие люди... Им хочется помолчать, подумать», - говорит он.
После премьеры спектакля «История солдата» зрители плакали. Они не могли никак осознать, что на театральной сцене небольшого городка мог родиться такой спектакль. Спектакль такой глубины, такого накала страстей, такого душевного напряжения. Удивительное зрелище, которое трудно описать словами... Жизнь человеческая: от несовершенного сосуда, который из живой глины и собственной крови своими голыми руками замешивает Природа-мать... И этот сосуд «заворачивается» в маленького ребенка, над которым начинает звучать прекрасная мелодия - колыбельная матери: так в маленьком человеке зарождается душа. Сосуд наполняется... Человеку дарят скрипку, это символ его души...
Спектакль идет без единого слова... Куклы, музыка, фигуры-аллегории: «Боль», «Война», «Чревоугодие», «Похоть», «Смерть». Они окружают человека, это его смертные грехи, его вожделения... Кто его сотворил?... И зачем?.. Для чего-то ему были посланы все эти искушения?.. Почему он продал скрипку - душу? - Вступил в сделку с дьяволом и отдал скрипку за золотую мельничку. Крути - и деньги посыпятся... Ведь все на святые дела: хотел купола новые поставить на храме, мать одеть, чтобы пожила по-человечески хотя бы на старости лет, жениться хотел - невесте фату справить... И продал свою скрипку-душу, ту мелодию, которую мать вложила в него вместе с колыбельной песней... Уникальный спектакль...
«Личность, способная повести за собой»
«Каким должен быть режиссер?»... «Прежде всего, он должен быть личностью, и неплохо, если творческой, - размышляет Сергей Балыков. - Но нельзя ставить во главу угла только творчество, а людей рассматривать только как средство для достижения цели. Многие режиссеры, будучи сильнее всех остальных, просто «выжимают» людей, ломают их и действительно добиваются колоссальных результатов. Вопрос «гений и злодейство» до сих пор существует... Главное - построить работу, нацеленную на то, чтобы она дала людям смысл жизни. Я думаю, что человек дороже любого спектакля. Ты должен уметь увлечь людей, повести их за собой, но при этом обязательно знать, в какую сторону надо идти».
Марина Тарасенко
zem-marina@mail.ru
Фото Александра Юсовав
(газета «ЗЕМЛЯКИ» №11 (611) от 22 марта 2008 г.)