От картин художника
Юрия Степановича Бдехова исходит необъяснимое тепло и мягкий, золотистый, словно солнечный, свет.
Наверное, дело в том, что все это изначально заключено в материале, с помощью которого мастер создает свои картины, да еще в удивительном творческом задоре и увлеченности Юрия Степановича.
Путь к бересте
Творческая «живинка» открылась в нем рано, как он сам говорит, с пяти лет, когда еще в детском саду нарисовал картинку ко Дню Победы.
- Помню ее до сих пор, - улыбается Юрий Степанович. - Красный Кремль, в небе самолеты летят, и люди кричат «Ура!»
Картинки той, конечно, не сохранилось, а проявившиеся способности к рисованию определили ход всей дальнейшей жизни.
По окончании восьми классов первой городской школы Кстова Юра Бдехов поступил в Павловское художественно-ремесленное училище, чтобы получить специальность «гравер по штампам». Тогда он и представить не мог, что однажды от холодного металла и строгой чеканки придет к такой удивительно живой и солнечной бересте.
После окончания училища Юрий уехал «за работой» под Ташкент. В семье до сих пор хранятся столовые приборы, на которых чеканка выполнена по его эскизам.
Отслужив в армии, отучившись в Чебоксарском педагогическом институте, поработав два года учителем рисования, Юрий Степанович вернулся в Кстово. Как водится, работа захватила большую часть времени, но занятий живописью - «для души» - не бросал, посвящая каждую свободную минуту творчеству. Попутно участвовал в реставрации ликов святых на стенах восстанавливаемых в области церквей.
Творчество и работу (желанное сочетание для любого художника!) Юрию Степановичу удалось совместить, когда он устроился в отдел культуры Кстовского района. Лепное украшение зала Кстовского ЗАГСа, чеканные вывески, украшение города к 55-летию Победы - все это дело рук удивительного мастера.
«Роман» с берестой у Юрия Степановича начался совсем недавно - около полутора лет назад (чего не скажешь, глядя на количество и ювелирную тонкость его работ).
- Однажды в моих руках оказалась книга «Золотая береста» члена Союза художников Логинова. Прочитал о его работах, где совмещены резьба по дереву и береста. Очень заинтересовался! Начал потихоньку осваивать эту технику. А в 2006 году прочитал в нижегородской газете статью «В поисках берестяной комнаты» о художнике Александре Малышеве, работающем с берестой. Центр «Берегиня» помог организовать своеобразную экскурсию в берестяную мастерскую. И настолько эта берестяная аура, эта теплота и мягкий свет меня тронули, что с тех пор буквально «заболел» берестой.
Картина маслом? Нет, берестой!
Работы Юрия Степановича совершенно не такие, к каким мы привыкли и какие представляем, слыша об «изделиях из бересты» - это не лапти, не плетеные корзиночки и кузовки, а настоящие картины, только выполненные не красками, а берестой.
- Это очень капризный материал, - рассказывает Бдехов, - а капризный потому, что живой. Брать бересту можно только в конце апреля - начале мая, поэтому в этот период для нас с женой (Елена Дмитриевна, хотя к живописи никакого отношения не имеет, «берестяных дел мастеру» первая помощница) наступает горячая пора заготовки бересты. Сушу ее обязательно под прессом - иначе скрутится в такой тугой свиток, что работать с ней станет совершенно невозможно.
Но это техническая сторона дела, а как быть с творческой?
Несмотря на то, что берестой мастер увлечен сравнительно недавно, работ уже много. А темы их как нельзя лучше соответствуют теплоте и удивительной одухотворенности материала, из которого они исполнены. На берестяных картинах Юрия Степановича - сюжеты из истории Древней Руси, герои былин и «Песни о вещем Олеге», родное Кстово. Удивляет не только тонкость исполнения, но и абсолютная законченность и продуманность каждой их них.
На вопрос «Как такое возможно?» Бдехов отвечает просто:
- Сначала возникает замысел. Его воплощаю в эскизе. Сейчас, например, работаю над картиной, изображающей, как святой Сергий Радонежский благословляет на битву Дмитрия Донского. Части изображения с эскиза перевожу на бересту, затем вырезаю. Так, по деталям, возникает картина. Ну, а самое приятное - собирать ее, потому что именно на этом этапе становится понятно, что же в конечном итоге получается.
Послушать Юрия Степановича, так работать с берестой проще некуда. Но это обманчивое впечатление - Бдехов не зря единственный в Кстове «берестяной» мастер такого уровня. Здесь не только без таланта, но и без специального образования, и тонкого художественного вкуса не обойтись - чтобы работа «заиграла», надо умело использовать природную фактуру бересты, уметь работать с оттенками, чтобы картина была объемной и выразительной.
Кроме того, к каждой своей картине Юрий Степанович готовится, как к экзамену: изучает историческую литературу, просматривает иллюстрации к русским былинам, чтобы костюмы героев не отличались от тех, что были когда-то у наших предков.
Вернуть людям интерес к старине
Предпочтение былинным и древнерусским сюжетам Юрий Степанович отдает не только потому, что сам страстно увлечен «древностью». Есть и другое:
- К сожалению, многие сейчас ничего не знают о Древней Руси, а ведь это героическая история нашей страны. Поэтому очень хочется донести до сердец то нравственное и духовное из прошлых веков, что сейчас утеряно - патриотизм, любовь и уважение к изначальной Руси.
Творческих планов у художника, как и положено, громадье:
- Планирую начать работу над изображениями великих русских полководцев. Единственная сложность пока - с воплощением образа Петра I. Здесь нужно будет основательно потрудиться. Европейского по духу императора надо изобразить так, чтобы у зрителя не возникло сомнений - это не швед, не француз, а «наш» Петр. Очень хочется еще раз побывать в мастерской нижегородского «берестянщика» Малышева, может быть, организовать с ним творческий союз. В бересте ведь обширное поле для соавторства - с этой техникой можно и живопись, и резьбу по дереву совмещать.
Ольга Прокофьева
gazeta-olga-zem@mail.ru
Фото автора и Александра Юсова
(газета «ЗЕМЛЯКИ» №49 (598) от 15 декабря 2007 г.)