Наш земляк
Вячеслав Иванов мог бы стать поэтом и философом, как его знаменитый тезка. Но он, как истинный мастер, пошел по своему пути. Через всю жизнь Вячеслава Евгеньевича красной нитью проходит главное увлечение -фотография.
Фото на «пятерку»
Родился Вячеслав в Тверской области, затем с родителями переехал в Ленинград. Красота северной столицы настолько очаровала его, что и сейчас, уже много лет проживая в Кстове, наш герой каждый год выбирается в Питер - встретиться с друзьями, погулять под петербургским небом и, конечно, фотографировать.
Интересно, что образование у кстовского фотографа совсем не творческое: он окончил ленинградский техникум и радиотехническое военное училище, служил начальником радиотехнической службы корабля на северном флоте. А потом, когда переехал в Кстово, работал на заводе «Агат» старшим мастером в цехе сборки радиоаппаратуры. На «Агате» он трудится и по сей день.
Первый фотоаппарат питерский школьник Слава приобрел на свои деньги. «Старой доброй «Сменой» снимал одноклассников, друзей, - вспоминает Вячеслав Евгеньевич. - Потом купил ФЭД-3 - более серьезный фотоаппарат. Но снимал я тогда эпизодически: семейные события, выезды на природу.
В 90-х годах понял, что аналоговая фотография уходит, вот-вот должна появиться цифровая. Первым моим цифровым фотоаппаратом стал трехмегапиксельный Canon - он был первым, который появился в «Навигаторе» в то время. Мои пейзажи, сделанные этим аппаратом, до сих пор красуются на календаре в администрации. И знаете, качество не хуже». Вечную дилемму «Canon или Nikon» Вячеслав Евгеньевич решил для себя давно: конечно, Canon! Cейчас у него профессиональная «зеркалка» Canon EOS 5D Mark II или, как его называют в профессиональных кругах, «пятерка».
«Вдохновить может любая мелочь»
С той поры фотография стала для Вячеслава неотъемлемой частью жизни. «Мастера говорят, чтобы стать фотографом, надо ежедневно думать об этом, - говорит Иванов. - Нельзя стать профессионалом сразу: надо накапливать свой культурный багаж, переосмысливать его и совершенствовать. Надо созреть».
«Зреть» Вячеславу Евгеньевичу пришлось недолго: все-таки полвека за плечами, накоплен жизненный опыт, сформированы ценности. Но и ему пришлось поучиться: фотограф два раза прошел курс учебы в фотостудии при Русском Музее фотографии. Уже несколько лет он является постоянным участником областного фотоклуба «Луч», работы фотографа выставляются и занимают места на городских, областных и региональных конкурсах.
«Фотоклуб «Луч» - это наша Мекка, наш храм, где мы общаемся, разговариваем по душам, делимся опытом, - Вячеслав может рассказывать об этом часами. - Клуб открыт для каждого, так что, если есть желание набраться мастерства - милости просим!»
Сначала Вячеслав Евгеньевич увлекался пейзажем. Начинал с запечатления Волги, Безводного, Работок, не забывал и любимый Питер. Но вот уже года три-четыре сердце фотографа занимают жанровые съемки, или стрит-фото.
«Природа настолько совершенна, что конкурировать с ней человеку невозможно, - философствует мастер. - Она уже создала свои шедевры, будь то цветок, дерево или закат. И надо быть по-настоящему великим фотографом, чтобы выразить через пейзаж что-то новое.
Другое дело - жанровая съемка. Ее можно кратко охарактеризовать так: прошел по улице - увидел что-то интересное - сфотографировал. Вдохновить может любая мелочь. Вот идет, например, по Парижу клошар, а на ногах у него дорогие кольца! Или пожилая парочка сидит на реке Сене, взявшись за руки. Или старая женщина, копченая как лещ, загорает на Лазурном побережье. Главное в стрит-фото - поймать момент, ускользающее мгновение.
Когда человек долго занимается делом, в конце концов получается его портрет - так он самовыражается. Вот и жанровое фото выражает мое отношение к жизни».
Персонажей для своих зарисовок фотограф ищет и на Родине, и за границей. В прошлом году Вячеслав Евгеньевич с женой Ольгой Бусыгиной (она, кстати, тоже фотограф) путешествовали по Европе по программе «Пять столиц»: посетили Варшаву, Берлин, Париж, Люксембург, Прагу.
В этом году побывали в Берлине, Париже, в Каннах, Ницце, Монако, Флоренции, Риме, Венеции, Вене. Интересные места, интересные люди вдохновляют мастера на создание сюжетов, которым он дает названия.
По мотивам путешествий в Нижнем Новгороде и Кстове проходили выставки «Репортаж из Парижа и прочей Европы».
В различных выставках Вячеслав Иванов участвует постоянно. Сейчас в Нижнем проходит фестиваль «Фотобиеннале», где выставлены пять его работ, к тому же фотограф готовит работы к международной выставке «Вернисаж на покрову», что скоро пройдет на Украине.
Фотограф - тот же художник
На вопрос, пользуется ли он фотошопом и прочими инструментами для создания пущей «красивости», Вячеслав Евгеньевич отвечает не сразу: «Некоторые фотографии я делаю черно-белыми. Понимаете, цветное фото прозрачно. Мы же видим мир в цвете, и одного взгляда достаточно, чтобы оценить его. Другое дело - черно-белая фотография, каждый человек оценивает ее по-своему в зависимости от собственных ассоциаций, от собственного культурного багажа. Она непрозрачна, она позволяет додумывать и поэтому считается более глубокой.
А отношение к фотошопу... Фотограф - тот же художник, это его право, какую краску и какую кисть брать. Если ты с первого раза снял удачный кадр - это счастье, но бывает так, что образ сложился, а возможности воплотить его нет. Можно ждать всю жизнь и не дождаться, а можно создать самому».
Юмор, творчество и неподдельная любовь к жизни - вот и весь секрет Вячеслава Иванова. «Мне интересно жить, - заканчивает он свой рассказ. - У меня в арсенале более десятка разных профессий, есть еще хобби - рыбалка, чтение книг. Все только начинается!»
Беседовала Виктория Кучинова, gazeta@3em.ru
Фото Марка Смирнова и из архива героя
Газета «ЗЕМЛЯКИ» №25 (829) 30 июня 2012 г.
Те, кто побывал 15 сентября 2007 года в Городе Мастеров, который развернулся на бульваре Нефтепереработчиков, наверняка не прошел мимо выставки фотографий, посвященных родному городу. Автор их -
Вячеслав Иванов.
- Человек не может жить без мечты, - говорит Вячеслав Евгеньевич. - Фотография для меня - способ жить интересно и полно, а значит, воплотить свою мечту.
Как и большинство людей, в буквальном смысле «болеющих» фотографией (главный «симптом» - человек смотрит на окружающий мир будто через видоискатель фотоаппарата даже тогда, когда его нет в руках), Иванов прошел длинный путь становления мастерства - начинал со «Смены», подаренной родителями, потом был первый самостоятельно купленный «ФЭД», а теперь в его руках цифровые фотоаппараты именитых производителей. «С появлением техники нового поколения интерес к фотографии только возрос - возможности стали шире в десятки раз. Техника, электроника интересовали меня с детства, и «цифра» дала возможность объединить любовь к фотографии, компьютеру (как средству обработки снимков с помощью специальных программ), природе и рыбалке». Но творчество Иванова - не только технические возможности современных цифровых устройств. Это особая атмосфера в каждом снимке, который он делает. Тонкий лиризм заволжского пейзажа, легкая ирония «репортажного» снимка или зарисовки из жизни родного города и его жителей, величие любимого Ивановым Петербурга.
Фотография - это искусство, а искусство живет, только если у него есть зрители. Вячеслав Иванов - победитель проводившейся в Кстове два года назад фотовыставки «Третий глаз», неоднократно отмечался на выставках в Русском музее фотографии, победитель фотоконкурса, посвященного 50-летию Кстова. Сам же Вячеслав Евгеньевич любимой своей работой называет снимок, сделанный в районе деревни Хмелевка, - на сухом дереве, торчащем из воды, птица скопа свила себе гнездо. Эта фотография - целая философская зарисовка, маленький оптимистичный рассказ о том, что жизнь торжествует даже там, откуда, казалось бы, она давно ушла.
Ольга Прокофьева
gazeta@3em.ru
(газета «ЗЕМЛЯКИ» №39 (588) от 6 октября 2007 г.)