В нашем городе живет человек, чьи работы украшают не только кстовскую землю, но известны далеко за ее пределами.
Валерия Плахова можно смело назвать потомственным мастером. «Мой дед был мастером Божьей милостью, он мог из дерева сделать все», - вспоминает Валерий Федорович. Его дед жил в северном селе, работал столяром, делал телеги, сани, домашнюю утварь, украшал дома резьбой. Причем делал все это качественно, что называется, на века, потому и славился на всю округу. Валера родился и рос здесь же, на Севере, и много времени проводил в мастерской деда и заворожено наблюдал, как в его руках перерождается дерево. Вскоре мальчик стал и сам примеряться к верстаку. Дед не возражал, подсказывал, помогал.
После школы Валерий окончил художественную студию «Беломорские узоры», работал художником. В 22 года приехал к родителям в Кстово, устроился на завод. Но север тянул к себе, и когда была организована бригада, которая должна была поехать на Север, чтобы разрабатывать газовые промыслы, Валерий сразу же в нее записался.
Лишь 12 лет назад, когда заболел отец, Валерий вернулся в Кстово. Нужно было менять профессию газовика, вот тут-то и вспомнил он навыки столярного дела. Сначала работал столяром в столярном цехе ОАО «Партнер-Норси», где ему выделили участок для домовой резьбы. Тогда же впервые работы Валерия Плахова были отправлены на выставку в Москву. Но нужно было работать с клиентами, а на территорию завода посторонние не могли попасть, и вскоре Валерий нашел себе другое место. Переехал в поселок Доскино, стал работать дизайнером на мебельной фабрике. Потом открыл свою небольшую мастерскую. Здесь он мог дать волю своей фантазии. Не обремененный никакими производственными рамками, мастер делал то, что хотелось. Появились и первые ученики: люди приходили к Валерию, просили что-то смастерить, спрашивали совета, да так и оставались. «Я никогда не могу отказать людям, если речь идет о «деревянном деле», делюсь своими секретами, показываю эскизы», - говорит Валерий.
Но вскоре пришла беда - мастерскую подожгли. Не нашел Плахов общего языка с определенными людьми, не захотел работать «под указку». Пришлось вернуться в Кстово. Здесь устроился в частную фирму, которая изготовляла гробы. Плахов делал эксклюзивные модели, и всегда разные. «Я не могу и не хочу повторять то, что уже когда-то сделал - неинтересно», - объясняет он. Душа мастера требовала простора, поэтому вскоре он ушел из фирмы.
«Это мой небольшой след на земле»
В канун празднования 300-летия Саровского монастыря Валерий Плахов получил предложение, от которого не смог отказаться. Восстанавливалась часовня Серафима Саровского в Сарове, и задача Валерия Федоровича состояла в том, чтобы воссоздать деревянную резьбу, которая украшала подлинник. Мастер работал по старым фотографиям, тщательно воспроизводя деревянный рисунок. Часовню по деталям выполнили в Кстове, а потом повезли в Саров. С этой работой связано несколько историй. Когда нужно было приступать к работам уже на месте, шли проливные затяжные дожди. До открытия оставалось десять дней, и как-то утром Валерий Плахов зашел в церковь, поклонился мощам Серафима Саровского и попросил: «Серафимушка, батюшка, помоги нам, попроси там, в небесной канцелярии, чтобы дожди прекратились, и мы смогли бы работать». Это чудо, но дожди прекратились, и за все десять дней, пока шли работы, не упало ни одной капли.
Еще одна история - грустная, но значимая. В бригаде мастеров по восстановлению часовни работал кстовчанин Иван Иванов. Он вместе со своим сыном делал купола - работа очень трудная. Буквально за неделю до того, как нужно было ехать в Саров, он заболел. Поехал его сын. Через несколько дней ему позвонила мать и сказала, что отцу плохо. «Тогда мы приостановили все работы и стали ставить купола, - рассказывает Валерий Федорович. - В восемь вечера закончили, сын тут же выехал в Кстово и застал отца живым. Но через несколько часов отец умер. Мы тогда в еще недостроенной часовне отслужили молебен и сорокоуст. Часовня стала памятником русскому мастеру».
Мастер считает, что работа в Сарове перевернула всю его жизнь. Пока жил в святом месте, о многом думал, вспоминал свой жизненный путь. «Я понял, что нельзя наследить на земле, а нужно оставить след. Вот эта часовня - это мой маленький первый след на земле», - признается он.
«Все, что умею, передаю детям»
Именно там, в Сарове, Валерий Федорович вдруг понял, что просто обязан поделиться своим мастерством, научить других, чтобы деревянное зодчество не умирало на Руси, а развивалось. «Я еще застал те времена, когда в новый дом неприлично было въезжать, если он не был одет в резьбу: не было наличников, причелины, такой дом как бы не имел своего лица. Времена, конечно, изменились, но нельзя, чтобы резьба совсем ушла из нашей жизни», - считает Плахов. А еще он уверен, что деревянному зодчеству нужно начинать учиться именно в детстве. Тогда, в Сарове, мастер дал обещание Серафиму Саровскому, что оставит производство и будет учить детей, и слово свое сдержал.
Сейчас Валерий Федорович работает в профессиональном лицее №36 начальником столярного цеха и преподает столярное дело. Кроме того, он открыл свою студию, где обучает ребят резьбе по дереву. «Все, что сам умею, стараюсь передать детям, - говорит он. - Даже если я воспитаю одного или двух мастеров, значит, все не зря».
«Если мне неинтересно, я за работу не берусь»
В городе Валерия Федоровича называют «деревянным» человеком. Так на Руси называли тех мастеров, которые славились своими работами на всю округу. Валерий Плахов - как раз из таких мастеров. В городе, районе и области уже немало домов, беседок, украшенных кружевом резьбы «от Федоровича». Конек мастера - деревянные лестницы, уже трудно сосчитать, сколько их сделано. У него нет одинаковых работ - все разные, самобытные. И есть еще одно правило, которого придерживается Валерий Федорович - он не берется за работу, если ему она неинтересна.
Работы Валерия Плахова побывали на самых разных выставках, и всегда они в числе победителей.
«Моя боль и моя награда»
Так называет Валерий Федорович свою нынешнюю задумку. Когда он был в Сарове, обратил внимание, что никто: ни старый, ни молодой не проходит мимо часовни, даже еще не достроенной, равнодушно. Перекрестятся, опустят головы, постоят. И понял мастер, что очень не хватает на кстовской земле часовни. Тогда-то и решил, что сделает часовню и поставит ее на кладбище. Сделал эскиз, выстроил модель часовни - легкой, почти воздушной, необыкновенно светлой. Попытался обратиться за помощью к властям. Да, идея хорошая - это признают, но помощи так и не дождался. Сейчас он сам, на собственные средства, закупает материал и пусть медленно, но готовится к работе. «Все равно часовню поставлю», - твердо уверен мастер.
Марина Тарасенко
(газета «ЗЕМЛЯКИ» №19 (568) от 19 мая 2007 г.)