Анатолий Николаевич Разин - художник, хорошо известный в нашем городе. Он заслуженный работник культуры, автор более 500… картин и кстовского герба, создатель единственной в городе изостудии и уважаемый учитель для нескольких поколений кстовских художников. 30 мая 2007 года изостудии под руководством Анатолия Разина исполняется 20 лет.
Любовь к живописи перенял от отца
Родился Анатолий Николаевич Разин в деревне Ханинеевка Гагинского района и прожил там до призыва в армию. Отец его был человеком творческим, руководил местным клубом и хорошо рисовал. Может быть, поэтому Анатолий Николаевич с детства впитал в себя дух творчества и любовь к живописи. Он по сей день бережно хранит одну из картин своего отца.
После школы Анатолий был призван в армию и служил в известной Кантемировской дивизии. Эти годы службы он вспоминает с удовольствием. По его словам, армия очень многое дает для формирования личности и развития положительных человеческих качеств. Не оставил он в армии и свое увлечение изобразительным искусством. С удовольствием посещал изостудию при местном Доме офицеров, развивал свои навыки рисования. Кроме того, в армии Анатолий стал активно заниматься спортом, успешно участвовал в соревнованиях по многоборью. Поэтому, когда по окончании службы встал вопрос - куда пойти учиться, будущий художник долго не мог выбрать между искусством и спортом. «И все же искусство меня перетянуло, и я решил поступать в Смоленский педагогический институт на изобразительно-графический факультет», - признается Анатолий Николаевич.
Потянули родные места
По окончании института, получив профессию - преподаватель изобразительного искусства, он был направлен на работу в красивый поселок Знаменка Смоленской области, в местную школу. Именно там он организовал свою первую изостудию. Кроме того, Анатолий Николаевич преподавал изобразительное искусство в общеобразовательной школе и за пять лет подготовил пять учеников, которые поступили в вузы.
Однако со временем его потянуло в родные места. И Анатолий Николаевич поехал в Кстово, где жил его родной брат, да так здесь и остался.
Знания и опыт художника оказались востребованы, так как в Кстове было мало художников с высшим образованием. Поэтому когда в 1969 году при районном Доме культуры была открыта художественно-оформительская мастерская, Анатолию Николаевичу предложили ее возглавить.
Всегда мечтал учить детей
«Но так как по образованию я художник-педагог, мне всегда хотелось учить детей», - признается художник. Поэтому в 1987 году он создает изостудию, куда в первый год пришли учиться желающие самых разных возрастов - и школьники, и взрослые (воспитатели детских садов, учителя школ). На протяжении восьми лет работы в качестве руководителя изостудии Анатолий Николаевич мечтал о том, чтобы в Кстове был построен выставочный зал, так как художникам негде было показывать свои работы. Иногда они выставлялись в фойе кинотеатра «Русь». Наконец в 1995 году был создан центр народной культуры «Берегиня», в состав которого вошла и изостудия. Администрация города выделила центру отдельное здание, здесь был оборудован выставочный зал.
«К большому сожалению, несколько лет назад мы лишились первого этажа здания, отданного банку, - посетовал Анатолий Иванович. - Мы хотели там сделать детскую галерею, расширить мастерские, чтобы художники могли работать в хороших условиях. Ведь культурное наследие города - это тоже своего рода богатство. И в конечном итоге, если все сопоставить, еще неизвестно, что сегодня важнее для общества».
Каждый художник согреет здесь свою душу
К настоящему времени через изостудию прошло свыше 700 человек. Из них более 30 - закончили или учатся в специализированных высших учебных заведениях или в училищах. Всех своих учеников Анатолий Николаевич вспоминает с гордостью и с любовью. Некоторые из них остались в изостудии и по сей день работают преподавателями. В их числе дочь художника… Ирина Миронова, которая пошла по стопам отца и уже состоялась как самостоятельный художник.
Сегодня в изостудии обучение ведется в четырех группах. Возраст желающих обучиться художественному мастерству неограничен. Анатолий Николаевич с удовольствием вспоминает некоторых своих учеников, которые пришли к нему уже будучи на пенсии и сейчас занимаются живописью для души. «Именно в этом возрасте уже спокойно можно позволить себе заниматься тем, что нравится, не отвлекаясь на другую работу», - считает руководитель изостудии.
Художники, прошедшие через изостудию, всегда с удовольствием приходят сюда, как в родной дом. Здесь им всегда рады, стараются оказывать посильную помощь и моральную поддержку. «Каждый человек должен согреть душу в определенном месте, для художников такое место - изостудия», - с гордостью говорит Анатолий Николаевич. Ежегодно изостудией организуются выставки: «Мастер - ученик» - как отчет по окончании каждого учебного года, а также выставка «Художники - городу», которая организуется ко Дню города. Кроме того, центром народной культуры «Берегиня» организовывались две персональные выставки Анатолия Разина - к 60-летию и к 65-летию художника.
Картины Анатолия Разина полны восхищением красотой русской природы и любовью к родным местам. И в какой бы стране ни висели эти картины, русский человек, глядя на них, без труда определит: это моя родина. Подсолнухи, сирень, калина, удивительные зимние пейзажи, деревеньки - все это выдает в авторе исконно русскую душу.
Мария Мосинцева
zem-mariya@mail.ru
Фото Альберта Нефедова
(газета «ЗЕМЛЯКИ» №20 (569) от 26 мая 2007 г.)
18 мая в Центре народной культуры «Берегиня» состоится открытие юбилейной выставки заслуженного работника культуры
Анатолия Разина. Совсем недавно ему исполнилось 65 лет. Именно он был основателем Центра, много лет руководит изостудией, является автором эскизов гербов Кстова и Кстовского района. 10 марта этого года Анатолию Разину было присвоено звание заслуженного работника культуры России.
- Анатолий Николаевич, расскажите, как появилось Ваше увлечение изобразительным искусством, как развивалось?
- Родился я в Гагинском районе. Жил с матерью и бабушкой. Отец погиб во время войны. Он был самодеятельным художником, заведовал клубом. У меня остались его работы, они мне очень дороги. Закончив десять классов, никуда поступать не стал: пожалел мать, нужно было ей помогать по хозяйству. Потом ушел в армию, служил в Кантемировской дивизии. Вот там и увлекся рисованием, стал ходить в изостудию. После армии поступил в Смоленский государственный педагогический институт на художественно-графический факультет. Это были очень интересные годы. Факультет тогда только организовался, наш набор был вторым. Преподавать приехала целая команда молодых московских художников. По возрасту мы были почти равны, поэтому отношения были и деловыми, и дружескими.
- Какое направление в живописи Вас увлекло?
- Меня всегда привлекал импрессионизм. Моими любимыми художниками стали К. Коровин, К. Моне, Э. Дега. В переводе на русский язык «импрессионизм» означает «впечатление». Художники этого направления заставили мастеров работать на пленере, т.е. на воздухе, под впечатлением природы. Для них характерно изображение изменчивости, текучести явлений, особая палитра красок, позволяющая передать игру освещения. Мне это всегда нравилось, и я работал в этом плане. На 4 курсе мы ездили на практику в Ярославскую область, в Ростов Великий. Были и в других городах знаменитого Золотого кольца. Там я буквально влюбился в древнерусскую культуру, ее красоту и глубину. Все это повлияло на мои работы.
- Как складывалась Ваша судьба как художника?
- После окончания института остался в Смоленской области. Стал работать в школе села Знаменка Угранского района. Там были замечательно красивые места: река Угра, кругом лес, холмы. У меня много работ, посвященных им. Организовал при школе свою первую изостудию. Через три года вернулся в Нижегородскую область, в Кстово (здесь жил брат). Как раз тогда здесь открылась художественно-оформительская мастерская. Стал работать. В 1974 году возглавил мастерскую. Она тогда была лучшей в области. Так как по призванию я художник и педагог, всегда мечтал об изостудии. В 1987 году при районном Доме культуры она начала свою работу. В 1992 году студия за успехи в области изобразительного искусства получила звание народной. За время существования через студию прошли 600 человек. На сегодняшний день 30 человек или уже закончили, или учатся в высших учебных заведениях, в художественных училищах по специальности изобразительное искусство.
- Как возникла идея создания центра народной культуры?
- Когда пришли времена перестройки, многие художники остались не у дел. Я тогда задумался, что же делать, чем заняться? Пришла идея создать учебно-творческий центр по возрождению и развитию народного искусства. Тем более что наша область очень богата традициями народного творчества (семеновская хохлома, городецкая роспись и т. д.). В нашем районе нет широких промыслов, но жили отдельные мастера, которые могли работать с тканью, деревом, металлом. Я дал объявление, и люди откликнулись. В 1993 году организовали выставку, пригласили руководство района, области, и получили «добро» на дальнейшую деятельность. Мастерская расширялась. У нас уже были направления росписи по дереву, резьбы по дереву, макраме, обработка металлов, керамика, лоскутная мозаика. Появилось много интересных художников. Со своими работами мы были в разных городах Нижегородской области, в Москве, в Греции. В 1996 году переехали в новое здание. Открыли выставочный зал, провели более 60 выставок. Здесь выставляли свои работы и художники Нижнего Новгорода, Москвы.
В изостудии занимаются четыре группы, с пяти лет и до бесконечности. Часто нас посещают иностранные гости, были американцы, немцы, шведы. Все в восторге от нашей системы работы.
Жаль, конечно, что у нас сейчас забрали первый этаж (Прим. ред.: администрация района решила отдать эти площади для размещения банка). Мы планировали сделать на первом этаже галерею детско-юношеского творчества, музей народного искусства, проводить творческие вечера, встречи с художниками, поэтами, другими интересными людьми.
Боимся, заберут и то, что осталось. Но это будет уже просто преступно по отношению к своему народу. Говорят, что мы не зарабатываем денег. Но ведь мы несем в этот мир другую ценность - эстетическое воспитание. Я глубоко уверен: тот, кто прошел через нашу изостудию, никогда не пойдет на преступление. Нужно учить людей прекрасному, а не лишать их последних крох культуры.
- Анатолий Николаевич, несколько слов о том, как сложилась Ваша личная жизнь...
- У меня большая семья. С женой мы вместе уже сорок лет. У нас трое детей: сын и две дочери, трое внуков. Все они так или иначе связаны с творчеством. Сын занимается наружной рекламой, девочки закончили архитектурно-строительную академию. Одна из них работает здесь со мной, тоже преподает. Старший внук увлечен компьютерной графикой, внучка - очень художественная натура: рисует, танцует. А самому маленькому еще три года, все впереди.
Беседовала Марина Тарасенко
«Земляки» №21 (410) 15 мая 2004 г.
15 мая ежегодно в нашей стране отмечается Международный день семьи.
Традиционно к этому дню газета «Земляки» пишет об интересных, выдающихся семьях, живущих в нашем городе.
На этот раз о своей семье мы попросили рассказать
Анатолия Николаевича Разина - известного художника, автора Кстовского герба, заслуженного работника культуры, автора более 500… картин, создателя единственной в городе изостудии и уважаемого учителя для нескольких поколений кстовских художников. На минувшей неделе в центре народной культуры «Берегиня» открылась выставка, посвященная 70-летнему юбилею художника.
Мы встретились с Анатолием Разиным в выставочном зале центра в окружении его картин, наполненных восхищением русской природой, любовью к родным местам.
- Анатолий Николаевич, расскажите о Вашей семье... В ней много художников?
- Семья у меня большая: трое детей, четверо внуков. С женой Валентиной Ивановной мы вместе уже 35 лет. Познакомились, когда учились вместе в Смоленском педагогическом институте. Родом она из города Гагарина Смоленской области, закончила ту же школу, где учился Юрий Гагарин. По образованию Валентина - математик. Работала в разных городских школах и в военном училище, преподавала математику. Сейчас ушла на пенсию и занимается внуками. Старший сын - Игорь Разин в настоящее время руководит рекламной мастерской, занимается наружной рекламой. Он с детства начал увлекаться рисованием. Закончил художественную школу, поступил в Нижегородское художественное училище на дизайнерское отделение. Жена Игоря Светлана тоже художник по образованию, работает в Доме культуры в Безводном и ведет изостудию. Их сын Дима, мой внук, в прошлом году окончил школу, тоже хорошо рисует, возможно, будет поступать в художественное училище. Кроме сына, у меня есть две дочери-близнецы Ирина Масленникова и Марина Черняева. Они тоже окончили художественную школу, хорошо рисуют. После школы вместе поступили в Нижегородский архитектурно-строительный университет. Марина не стала заниматься искусством, сейчас работает экономистом, а вот Ирина пошла по моим стопам, тоже преподает в изостудии, сама пишет прекрасные картины. Мы любим собираться всей семьей на праздники и отмечаем все дни рождения.
- Изостудия - Ваш второй дом, а ученики, как дети. Что Вы цените в них в первую очередь?
- Я считаю, что для художника главное - свое видение мира. Поэтому я стремлюсь, чтобы они больше развивали свою творческую мысль. В начале я даю им какие-то основы, показываю иллюстрации к книгам, но ни в коем случае не допускаю, чтобы они копировали их в своих картинах. Я уже на опыте знаю, что те ученики, которые больше занимаются самостоятельно, достигают гораздо более значимых результатов. Среди таких учеников я могу отметить Женю Чериманову, Иру Беззубову, Машу Карпову - у каждой из них свой неповторимый стиль, свой взгляд на искусство.
- Вы много занимаетесь преподавательской деятельностью, а на занятие живописью время остается?
- Конечно, хотелось бы уделять больше времени творчеству. Ведь художнику, чтобы достичь значимых результатов, нужно постоянно развиваться, совершенствовать свои навыки, заниматься композицией, находить новые творческие приемы. Если посмотреть, у каждого художника на каждом этапе творчества работы немного отличаются друг от друга. Например, мои ранние картины не похожи на те, что я пишу сейчас. Я стараюсь искать какие-то новые способы выражения, не хочется повторяться, нужно расти дальше.
- А сколько времени уходит на создание одной картины?
- Каждая работа индивидуальна. Создание картины зависит от многих факторов. Вот, например, портрет художника Шуварина я сделал всего за два сеанса. Я с уважением отношусь к этому человеку, мне всегда интересно с ним общаться, видимо, он вдохновил меня, и картина была создана в короткий срок. А, бывает, «бьешься» над работой несколько месяцев и она получается хуже, чем другие. Тем не менее, все свои работы мне одинаково дороги, с каждой из них связан определенный этап моей жизни. Надеюсь освоить еще какие-нибудь приемы в живописи, хочется не останавливаться на достигнутом, а учиться чему-то новому.
Беседовала Мария Мосинцева
Газета «ЗЕМЛЯКИ» №19 (670) от 16 мая 2009 г.