О перспективах развития ДКН и новых направлениях работы учреждения мы беседуем с его новым директором -
Валерием Харлампиевичем Тарасевичем.
- Расскажите немного о себе... Откуда Вы родом? Как складывалась Ваша карьера до руководства ДКН?
- Родился я в городе Петропавловск Северо-Казахстанской области, там же закончил школу. Еще учась в школе, увлекся хореографией. Занимался в самодеятельности, и уже тогда решил связать свою жизнь с хореографией. В те годы существовал «Государственный ансамбль танца» Казахской ССР, и в его состав входил коллектив «Спутник», вот там я и начал свою профессиональную деятельность в качестве артиста балета. Затем была учеба в Курганском училище искусств и служба в армии. Служить попал в город Горький и во время службы танцевал в ансамбле «Сокол», существовавшем при Московском военном округе ПВО. После армии поступил в Государственный институт культуры в Куйбышеве. Получив профессию «балетмейстер», я был распределен на работу во Дворец культуры «Победа» в Горький. В это же время женился, а так как своего жилья у нашей молодой семьи здесь не было, пришлось искать работу вместе с жильем в другом городе. Поэтому мы уехали в Ростовскую область. Там сразу получили и квартиру, и работу: мне было поручено открыть хореографическое отделение в Школе искусств. Я подготовил первый выпуск, и в 1988 году мы уехали жить на север, в город Билибино Чукотского автономного округа. Там я тоже начал работать балетмейстером, а в 1992 году был назначен директором Центра досуга и народного творчества. Через некоторое время мы переехали в город Анадырь, и с 1999 года я руководил Окружным домом народного творчества. В июне 2008 года я решил вернуться на нижегородскую землю. И вот с 19 января приступил к работе в качестве директора Дворца культуры нефтехимиков.
- Поделитесь планами развития дворца на ближайшее будущее...
- О каких-то конкретных планах говорить пока рано, ведь я всего месяц работаю. Нужно вникнуть в процесс, понять принципы работы именно этого учреждения. Возможно, кое-что в работе Дворца, во взаимоотношениях коллективов придется перестраивать. Люди много лет привыкли работать под руководством одного человека, и это дает о себе знать. Я же, напротив, считаю, что учреждению культуры надо каждые пять-десять лет менять руководителя, ведь здесь постоянно нужны свежие идеи, новые взгляды - только так будет какое-то развитие и движение вперед. Об уровне подготовки мероприятий пока тоже говорить рано - мы не проводили еще ничего серьезного, чтобы сделать какие-либо выводы. Поэтому я не хочу на первых порах вносить какие-то кардинальные изменения в сложившуюся систему проведения мероприятий. Возможно, она вполне приемлема, просто требуются коррективы. Одним словом, пока рано делать громкие заявления, давать обещания. Мне бы не хотелось сейчас что-то пообещать, а потом не выполнить. Я практик и привык больше делать, чем говорить. А результаты работы скажут красноречивее слов. На первых порах моя главная задача - расширение самоокупаемых услуг для кстовчан и развитие новых жанровых направлений: цирк, аэробика, театр. Конечно, хорошо, когда при Дворце много хореографических коллективов, я, как хореограф, очень это ценю, но в то же время возникают проблемы при организации мероприятий, концертов, ведь программа не может состоять из одних танцевальных и песенных номеров.
- Вы думаете, это реально сделать в нашем небольшом городе?
- Безусловно. В городе Анадырь, где я работал, живет всего 12000 населения. Там я привлекал специалистов из других городов и даже республик: Узбекистана, Белоруссии, Украины, Казахстана. А в вашем городе гораздо больше возможностей. Меня, например, удивляет, почему в Кстове нет театра? Неужели кстовчане недостойны иметь свои театральные коллективы и ставить спектакли? Я считаю, что это необходимо. Есть театр, есть разноплановость проведения мероприятий.
- Каким, по-Вашему, должен быть руководитель учреждения культуры? Какими качествами он должен обладать?
- Он должен, прежде всего, понимать работу. Тут есть своя специфика. В сфере культуры недостаточно быть просто менеджером, здесь работают люди творческие, эмоциональные, их надо чувствовать. Поэтому я не собираюсь принимать какие-то жесткие, кардинальные меры воздействия на сотрудников.
- Как Вы оцениваете свой коллектив?
- Однозначно могу сказать, что коллектив работоспособный и понимающий. Это радует, но минус в том, что весь процесс работы был замкнут на руководителе, поэтому инициативы от сотрудников исходит пока немного. А это неправильно, директор не может заниматься всем в одиночку, каждый сотрудник должен выполнять свои обязанности, разбираться в своей работе и отвечать за нее.
- А что в Вашей жизни есть кроме работы? Как проводите свой досуг?
- В свободное время хожу на концерты. Вчера, например, был на концерте Хора имени Пятницкого, сегодня собираюсь на «Тодес». Я человек активной позиции, люблю посещать различные мероприятия, ходить в театр. Зимой люблю кататься на коньках, иногда занимаюсь на тренажерах. Люблю послушать музыку, провести время с хорошей книгой.
Беседовала Мария Мосинцева
zem-mariya@3em.ru
Фото Альберта Нефедова
(газета «ЗЕМЛЯКИ» №6 (657) от 14 февраля 2009 г.)
Год культуры каждый год
Невозможно представить себе жизнь без музыки, танца, без праздника, который дарит нам искусство. Без культуры тускнеют краски жизни, все становится серым, обыденным, неинтересным. Об этом вспомнило Правительство РФ и объявило 2014-й Годом культуры, поручив регионам разработать планы по проведению фестивалей, ремонту и дополнительному финансированию музеев, театров и прочих очагов культуры на подопечных территориях.
Между тем, среднестатистические россияне считают самыми главными «культурными точками» не музеи и театры, а Дома культуры. Хотя порой, как ни печально, и финансирование, и государственное внимание многим из них достаются по остаточному принципу. Как и чем сегодня живет главный кстовский Дворец культуры газете «Земляки» рассказал его директор Валерий Тарасевич.
- Валерий Харлампиевич, почему у всех Дома культуры, а в Кстове - Дворец?
- «Дворец» - это определенная категория, которая определяется финансовыми средствами учредителя, высокими характеристиками мощности оборудования, штатной численности, наличием творческих коллективов различных жанров. Так, помимо профессионалов, во Дворце существуют клубы по интересам, где занимаются не только дети, но и взрослые граждане. К примеру, клуб по интересам «Творческая гостиная», организованный силами пенсионеров; хор ветеранов «Поющие сердца» - им теперь руководит заслуженный работник культуры РФ Геннадий Николаевич Кузнецов.
Дома культуры обслуживают не только населенные пункты по месту расположения, но и другие населенные пункты. Дворцы культуры обслуживают население по месту расположения.
- У молодежи при словах Дворец культуры возникают ассоциации с чем-то далеким, советским, скучным...
- Мы стараемся меняться, идти в ногу со временем - у ДК нефтехимиков новый логотип с современной графикой, мы разрабатываем и наполняем свой сайт: dk-kstovo.ru. Я бы давно назвал ДКН культурно-развлекательным центром или центром культуры и досуга, почему нет? Но есть определенные традиции, которые нужно сохранять.
Мы работаем в основном для молодежи. В ДКН базируется совет молодых специалистов «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез». У нас работают три хореографических коллектива: театр танца «Вернисаж», дансклуб «Компромисс», танцевально-спортивный клуб «Силуэт». Репетирует в ДК и новый вокально-инструментальный ансамбль (если по старому говорить), а по сути - рок-группа «Акрил».
- Появился кинозал….
- Да, кстовчане давно мечтали о кинотеатре. «ЛУКОЙЛ» помог воплотить эту мечту - закупили необходимое оборудование. У нас кинопроекционное оборудование великолепное. Проектор очень мощный, предназначенный для кинозалов-тысячников. Правда, зал у нас не киношный, кресла театральные. Нет кинобара. Пока нет - оборудование для него мы закупили.
- Репертуар в кинотеатре ДКН также несколько отличается от коммерческих кинозалов. От чего это зависит?
- У нас тоже коммерческий проект, мы зарабатываем этим деньги. Несмотря на то, что главная наша задача с самого начала была - держать цены на социальном уровне. В нашем кинозале самая высокая цена билета - 180 рублей.
Но есть и существенное отличие от полностью коммерческих залов: мы можем позволить себе показывать не только те фильмы, которые могут принести прибыль, но и арт-хаус.
- В интервью нашей газете несколько лет назад Вы упомянули, что главная задача для Вас - развитие новых жанровых направлений: цирк, аэробика, театр. Получается?
- Более чем, при ДКН открылась театральная студия «Слава» под руководством Ларисы Раковой, которая поставила три спектакля: «Беда от нежного сердца», «Две стрелы», «Да здравствует Мельпомена!». Все работы были хорошо приняты зрителями, мы выезжали со спектаклями в область: в Семенов, в Зеленый Город.
Также мы привозим спектакли с участием столичных актеров. Хотя поначалу с нами никто не хотел работать. Кстово находится слишком близко к Нижнему Новгороду: 15 минут на машине - и вы уже в хорошем кинозале или в Театре драмы.
- Учреждения культуры всегда испытывали финансовые трудности. Как эти вопросы решаются в ДКН?
- На все денег не хватает - мы живем не в полной мере за счет наших учредителей - завода. Порядка 60% всех средств мы зарабатываем сами. Руководство «ЛУКОЙЛа» нас очень поддерживает, за это мы им благодарны.
Однако чтобы заработать, приходится сдавать помещения в аренду. Плата за аренду - это 50% от наших заработанных денег. Мы не можем отказаться от этих средств. Иначе мы не сможем делать доплаты своим сотрудникам, а работники культуры получают не так уж много.
- Должен быть процент каких-то обязательных мероприятий, приносящих прибыль?
- Это не совсем так, у нас нет строго обязательных мероприятий. Мы все равно ориентируемся на опросы населения, на спрос, который мы изучаем. И стараемся предлагать кстовчанам тот продукт, который будет востребован, - это что касается именно концертов, спектаклей, шоу-программ.
Плюс, естественно, согласовываем план мероприятий со своим учредителем. Мы должны отработать часть мероприятий, которые финансирует завод: Масленица,
9 Мая, турслет, Новый год - всего более 12 мероприятий.
- Готовите что-то специальное к Году культуры?
- Год культуры ДКН открыл особым мероприятием: с 23 по 25 января в Доме актера им. В.В. Вихрова АНО «Международный культурный центр». Это был фестиваль любительских театральных коллективов, в котором приняла участие наша театральная студия «Слава». На суд компетентного жюри наш коллектив представил водевиль Владимира Соллогуба «Беда от нежного сердца», уже полюбившийся кстовчанам.
По результатам выступления наша театральная студия заняла второе место среди театральных коллективов со всей области!
Дипломом «Лучшая главная мужская роль» награжден Артем Журавлёв, а дипломом «Лучшая женская роль второго плана» - Анастасия Николаичева.
22 марта у нас пройдет отчетный концерт Детской музыкальной школы, 23 марта - концерт нижегородского «Камеди клаб» (специальный гость - резидент клуба «Камеди» из Москвы - Руслан Белый), 29 марта - концерт группы «Орфей».
Весной планируется провести мини-фестиваль рок-групп, посвященный творчеству группы «Кино». Организатором данного фестиваля является рок-группа Дворца культуры «Акрил». Планируется, что в концерте примут участие пять групп, которые споют песни Виктора Цоя.
Хорошим началом сотрудничества с Детской художественной школой стала выставка дипломных работ выпускников школы, посвященных 55-летию «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез». Сейчас экспозиция поменялась - выставка посвящена 1025-летию крещения Руси «Русь христианская».
Вообще, мы работаем в обычном режиме, у нас каждый год - год культуры. Будет объявлен Год сельского хозяйства, а у нас будет тот же год культуры.
Беседовала Светлана Зайцева
gazeta@3em.ru
Фото Сергея Черняева
(«Земляки» №9 (915) от 8 Марта 2014 г.)