В первом классе Кстовской художественной школы в разгаре урок живописи.
Наше появление с фотокорреспондентом вносит оживление в ряды юных художников, которые прерывают творческий процесс и сдвигают мольберты, чтобы вместе с любимым педагогом попозировать для снимка.
«
Наша Татьяна Александровна хорошая, все понятно объясняет. Если будет трудно, она поможет, подскажет. Иногда строгая», - ученики с удовольствием говорят о своем преподавателе.
Знакомьтесь и вы - учитель изобразительного искусства Татьяна Тихонова. Не скупится на похвалы, но и не перехваливает. Делает серьезные замечания, но всегда готова подсказать, как исправить недочеты. Строго придерживается учебного плана, но абсолютно открыта к разного рода экспериментам, водит учеников на пленэры во время летней практики не только писать этюды, но и учиться замечать прекрасное в старом дереве, ненастном дне, плывущих по небу облаках...
Наверное, именно это помогает Татьяне Александровне воспитывать талантливых художников и дизайнеров. Именно ее ученики чаще всего поступают в художественное училище или строительный институт учиться архитектуре и дизайну и делают успехи в профессии.
«
Любимая моя ученица Маша Кузнецова в этом году стала иконописцем, сначала она поступила художественное училище, потом окончила школу иконописи в Москве, - рассказывает Татьяна Тихонова. -
Саша Русских очень способная девочка, учится в пятом классе нашей школы, дальше будет поступать в художественное училище. Многие способные и талантливые».
Тем более что других в художественную школу и не берут - таковы новые правила. В этом году был строгий конкурс - три человека на место, по результатам экзаменов было сформировано три первых класса по десять человек.
«
Раньше принимали всех, кто хотел учиться рисовать, сейчас берем только тех, кто способен нашу нагрузку выдержать - три раза в неделю по четыре учебных часа. Терпение нужно. Некоторые уходят, где попроще заниматься, где нет такой строгой программы. А у нас оценки, журналы посещений и успеваемости, отчетность - все как в обычной школе.
Все подряд у нас не смогут заниматься, - объясняет моя собеседница. -
Вместе с тем, мы не ставим задачу всех сделать художниками. Я всегда говорю детям: «Вы ходите сюда для того, чтобы вырасти хорошими людьми, чтобы воспитывать в себе определенные человеческие качества, вы учитесь здесь многому: терпению, умению общаться с окружающими, умению довести работу до конца». И только потом идет умение рисовать. Через рисунок мы работаем с душой.
Понятие души для художника одно из главных, поэтому ему, пожалуй, важнее даже не создание картины как таковой, а то, чтобы она вызвала определенные чувства у зрителя».
Сама Татьяна Александровна с детства мечтала быть художником, вот только родители не считали это серьезной профессией и настаивали на получении высшего образования. Компромисс был достигнут и Татьяна уехала учиться в Чебоксарский педагогический институт на художественно-графическом факультете. В Кстово землячка вернулась педагогом.
Проработав три года в пятой городской учителем рисования и черчения, она ушла в художественную. Времени на собственное творчество становилось все меньше, ученики стали главным творческим проектом. Но Татьяна Тихонова ни о чем не жалеет. «
Мне очень нравится работать с детьми, я люблю свою работу, - делится она. -
Представить не могу, чтобы занималась чем-то другим».
Беседовала Светлана Зайцева
gazeta@3em.ru
Фото Сергея Черняева
(«Земляки» №41 (998) от 24 Октября 2015 г.)
Перед художником
Татьяной Тихоновой проблемы «кем быть?» не стояло. С самых ранних лет она хотела рисовать.
Сначала заполняла рисунками подаренную родителями большую тетрадь, потом, поняв, что хочет заниматься живописью профессионально, начала посещать изостудию (художественной школы в Кстове тогда еще не было).
-
Моим учителем стала Ирина Федоровна Соколова. Именно она привила мне трепетное отношение к живописи, научила видеть красоту природы: как и она, я больше всего люблю рисовать натюрморты и пейзажи, - рассказывает Татьяна Александровна.
С тех пор живопись стала не просто увлечением, а тем, чем Татьяне хотелось заниматься и дальше, сделать рисование своей профессией. Несмотря на протесты родителей, после школы она уехала в Чебоксары: получить высшее профильное образование в Горьком было негде.
Окончив художественно-графический факультет Чебоксарского педагогического института, Татьяна Александровна вернулась в родное Кстово педагогом.
-
Три года я проработала учителем рисования и черчения в пятой школе, а потом ушла в художественную. Здесь, конечно, все иначе: дети совсем по-другому относятся к занятиям. И мне очень нравится работать с ними, я люблю свою работу. Представить не могу, чтобы занималась чем-то другим, - говорит Татьяна Александровна и делится секретом педагогической работы: «Я всегда говорю детям: «Вы ходите сюда для того, чтобы вырасти хорошими людьми, чтобы воспитывать в себе определенные человеческие качества, вы учитесь здесь многому: терпению, умению общаться с окружающими, умению довести работу до конца». И только потом идет умение рисовать. Через рисунок мы работаем с душой.
Понятие души для художника одно из главных, поэтому ему, пожалуй, важнее даже не создание картины как таковой, а то, чтобы она вызвала определенные чувства у зрителя.
-
Если даже картина будет выполнена безупречно профессионально, но в ней не будет души, зритель ничего от этого не получит, - уверена Татьяна Александровна. -
Хочется, чтобы и окружающие увидели то, что вдохновило на создание картины, увидели красоту в пейзаже, в натюрморте, открыли для себя какие-то необычные качества человека, изображенного на портрете. Ведь после создания картина начинает жить своей отдельной жизнью. Это как выросший ребенок.
Как сама природа, как любое живое существо, картины у Татьяны Александровны всегда в движении: как признается живописец, желание что-то в картине изменить есть всегда.
-
Вот уже целый год я почти не рисую, очень много работы в школе, - сокрушается о недостатке времени Татьяна Александровна, которая не только преподает в школе, но еще и заведует учебной частью. -
Такой своеобразный творческий отпуск, во время которого копятся силы. Тем сильнее внутреннее желание скорее начать писать: постоянно возникают темы, над которыми хочется поработать. Это такая радость - начинать писать картину! Мысль только одна: «Наконец-то!» Надеюсь, вскоре мне это удастся.
Тем более и время наступает подходящее, близится весна - одно из наиболее любимых «живописных» времен года.
-
Я очень люблю ходить на этюды, - делится Татьяна Александровна. -
Многие пейзажи написаны именно с натуры. Сейчас мы с дочкой (детей у меня трое: сын и две дочери, но творческую профессию выбрала только одна, она учится на дизайнера) мечтаем летом поездить на этюды на велосипедах.
attach=encyclopedia-20Et66855d-0.jpg align=left title=Кстово руattach=encyclopedia-D2JXCol7Ph-0.jpg align=left title=Кстово руattach=encyclopedia-85wCwBdMpk-0.jpg align=left title=Кстово ру
Ольга Прокофьева
gazeta-olga-zem@mail.ru
Фото Альберта Нефедова
(газета «ЗЕМЛЯКИ» №8 (659) от 28 февраля 2009 г.)