С самого начала своего творческого пути
Елена Казаева стремилась к оригинальности и нестандартности.
После окончания Семеновского художественного училища с красным дипломом она приехала работать в свой родной город Кстово, где родилась и выросла в многодетной дружной семье. Работать пошла по специальности в открывшийся тогда центр народной культуры «Берегиня», здесь трудится и до сих пор.
В Елене тяга к новому, неизведанному всегда была очень сильна. Ее привлекали нетрадиционные методы письма, а работа «в рамках» совсем не вдохновляла. Как рассказывает Елена, когда ей приходилось расписывать десять одинаковых ложек, то уже к концу работы она выполняла, что называется, без души, машинально. Хотелось добавить что-то свое, индивидуальное. Поэтому она с готовностью откликнулась на призыв художницы Галины Ядринцовой придумать что-то свое, неповторимое, уйти от традиционного. Елена долго искала новые формы самовыражения. Свое призвание она осознала позднее, обучаясь в университете на факультете культурологии. Ее очень увлекла этнография. В древних языческих символах столько глубинного, неизведанного, завораживающего. Елена сравнивает это ощущение с тем, какое испытываешь, входя в заброшенную церковь - жутковато-благоговейным.
Лена поняла: это то, что она так долго и тяжело искала. Она может долго и увлекательно говорить о язычестве, о его символике. Ведь язычество - это не народные рубахи, не разгульные праздники на Масленицу или на Купалу, это особый взгляд на мир, исполненный волшебства и силы. В стародавние времена, когда жизнь людей была очень близко связана с природой, и предки верили, что каждая травинка живая, всякое рукоделие было не только стремлением к красоте, но еще и обрядовым, магическим действием. Появлению древней росписи предшествовала вера человека в духов земли, неба, воды. Одних нужно было задабривать, от других защищаться. Все языческие символы несут определенное значение. Круг - это солнце - один из самых почитаемых символов плодородия и цветения природы. В то же время он знак женщины, матери-Земли, тогда как квадрат - это мужской знак. Волнистые линии - защита от нечисти. Поддерживающие руки - знак семьи. Различные части креста, птицы, дождевые капли, семена, пятиконечная звезда как символ пяти стихий: воды, воздуха, огня, земли и камня... На всем этом и основана авторская роспись Елены Казаевой.
Каждая работа Елены тематична. Причем, как она сама признается, сначала задумывается работа на одну тему, а в процессе творчества получается другая.
Привлекает внимание триптих «Пробуждение», выполненный техникой напыления в желто-голубых тонах. Здесь изображена земля, пробуждающаяся после зимы. Семена, которые вот-вот должны прорасти травинками, капли дождя, несущие живительную влагу. На одной из частей воплощен образ Мировой Уточки, которая, по преданию, плыла по Мировому Океану, нырнула на дно и достала Алатырь-камень, из него и зародилась земля.
Триптих «Огонь всепоглощающий» - победитель всероссийского конкурса прикладного искусства, посвященного 60-летию Победы, который проходил в прошлом году. Картина как бы разделена на две части: нижняя изображает огонь как злую силу, приносящую несчастья. Он таится в земных недрах и всегда готов вырваться наружу. Верхняя часть триптиха отличается более светлыми, теплыми тонами. Она олицетворяет собой огонь как силу добрую, дарующую свет и тепло всему земному. Здесь же две символичные птицы: сокол как знак доброй силы, доброго молодца и ястреб - грубая и коварная сила. Работа выполнена смешанной техникой: здесь и напыление, и пастельный карандаш, и акрил, и гуашь.
Еще в коллекции работ Елены Казаевой есть ваза - символ «Берегини». Шутливо сотрудники называют ее «наш брэнд» или «визитная карточка». Это очень необычная работа. Подготовлена она ко Дню города. Мастеру хотелось рассказать посредством красок и кисти о работе центра «Берегиня». Хотелось показать все направления работы центра. Так и родилась эта замечательная композиция: вокруг древней богини Берегини изображены сцены, рассказывающие о работе каждого направления. Выполнена она декоративной росписью с элементами хохломы и лубка.
В перспективе Елена мечтает зарегистрировать авторское право на созданную ею роспись. Это большая и ответственная работа, она требует много сил и времени, но Лена полна решимости и энергии. Ее поддерживают коллеги, руководство и муж с дочкой, которые очень довольны маминой работой.
Марина Тарасенко
gazeta@3em.ru
(газета «Земляки» №5 (501) от 28 января 2006 г.)