Квартира Ирины Соколовой напоминает картинную галерею - все стены увешаны картинами художницы. Здесь их более ста. Написаны они в разные годы. И каждая хороша по-своему, но даже в ранних работах чувствуется рука мастера.
Произведения Ирины Соколовой - это поэзия чувств, света, цвета. Очень красочные, эмоциональные. Вот осенний лес, наполненный светом, золотом и солнечными бликами, деревья бережно качают на своих ветках красно-желтые листья.
Пышный букет сирени, скромные ромашки, живописный овраг на берегу Волги, таинственный рассвет над Керженцем, портреты родных….
И даже входная дверь здесь - произведение искусства - состоит из нескольких картин на общую тему летнего отдыха у воды.
Особый дар
Необычный взгляд на вещи и умение рисовать Ирина Федоровна считает подарком судьбы, который она пронесла через всю жизнь. «
Я родилась в воскресенье, на праздник Троицы, считаю, что именно Троица подарила мне особое зрение, - признается землячка, которая 22 июня отметит свой 85-летний юбилей. -
До школы я вообще не брала в руки карандаши - этого в доме попросту не было. Зато любила разглядывать различные предметы, природу и наблюдать преломление света свечи. Когда я пошла в первый класс, учитель Сергей Васильевич Афоньшин, который позже стал известным нижегородским писателем, сказал: «Будешь художником!». Он мне как программу задал».
Он же подарил маленькой Ире ее первые в жизни карандаши и альбом для рисования. В этот альбом старательная девочка очень талантливо перерисовывала картинки, набрасывала карикатуры на учителей, над которыми потешался весь класс. За это в школу неоднократно вызывали ее родителей.
«
Сергей Васильевич учил нас видеть природу, водил смотреть, как распускаются березовые листочки, как ломается лед на Керженце, - вспоминает Ирина Федоровна. -
Уже тогда мне поступало много заказов - нарисовать актеров и актрис по фотографии. Все гулять идут, а я сижу - рисую».
С этими набросками она и пришла потом поступать в Нижегородское художественное училище.
«
Директор училища посмотрел мои рисунки и попросил акварели, а я красками никогда в жизни не рисовала, - признается моя собеседница. -
На экзамен я пришла с детсадовскими кисточками и красками на клеевой основе. Рядом со мной сидел лейтенант, пришедший с фронта, он дал мне свои краски и кисти. И я сдала экзамен!».
На одном дыхании
Едва окончив училище, Ирина Федоровна уже стала участницей областных художественных выставок. Была даже кандидатом в члены Союза художников, но на полпути бросила оформление - творчество было важнее.
С тех пор у нее было семь персональных выставок, а самую первую - в ДК нефтехимиков, она помнит во всех подробностях до сих пор: и как волновалась, и как одна из посетительниц расплакалась перед картиной, изображавшей берег Керженца: «Я же здесь выросла, это родные места!».
О своих картинах Ирина Федоровна может говорить часами. Оно и неудивительно, ведь за каждой из них кроется своя уникальная история создания, в каждой заключается особое видение художницы, в каждой частичка души. Как говорит сама землячка, если не приложить к работе душу, ничего и не получится. «
Все время стараюсь придумывать что-то новое. Хоть я уже плохо вижу и почти никуда не выхожу из дома, я еще много на что способна, ведь человеческие возможности безграничны! - уверяет художница. -
Я не могу не работать. Иногда ночью вскочу - идея появилась, зарисовываю эскиз. Пишу быстро - смешно признаться, картина готова буквально за день, самое большее - три дня. Я стеснялась в этом признаваться раньше, пыталась «тянуть» работу, но только портила картины. А потом про Айвазовского прочитала - он тоже быстро рисовал, я успокоилась и стала работать в своем темпе».
К творчеству Ирина Соколова относится с особым трепетом и благодарностью. Именно оно помогло ей поверить в себя, преодолевать самые трудные моменты в жизни: «Я всегда старалась находить время для творчества, - делится она. - Хоть преподавание в школе, а потом в техникуме (Ирина Соколова преподавала черчение, - прим. авт.) отнимало много времени, а потом я еще взяла кружки по рисованию. А еще дом, ребятишки - известная круговерть. Когда рисую, все недуги и заботы уходят. А еще - мы никогда не жили богато, и продажа картин была хорошим подспорьем семейному бюджету».
Художник должен гореть
Окинув взглядом картины в почти что «доме-музее» Ирины Федоровны, замечаю, что некоторые картины написаны четкими, густыми мазками. Потому кажутся вылепленными. Другие - написаны будто в другой технике.
«
С годами техника меняется, - соглашается художница. -
Краски дорогие стали, экономлю. (Смеется) Стала тонко писать - заглаженный мазок получается. Еще одна хитрость - рисую не на холстах, на листах ДВП. Холст надо готовить, грунтовку делать, а с ДВП проще, к тому же такие картины будут жить дольше.
Еще вместо растворителя едкого использую подсолнечное масло - оно не пахнет».
Годы идут, меняется техника, неизменным остается одно - сюжеты картин.
«
Люблю рисовать цветы, и с натуры, и, как говорится, «из головы», - продолжает Ирина Соколова. -
И еще портреты, особенно детей. Красивых людей люблю, а дети - они ведь все красивые! Самое интересное в портрете - это глаза, именно глаза расскажут, в каком настроении человек, о чем он думает. А еще я уверена, что в картинах отражается характер художника: я, например, люблю все красивое, спокойное, не люблю острых углов, в картинах у меня обязательно должна быть мягкость, нежность и доброта.
А еще художник обязательно должен гореть, страстно хотеть писать - только тогда получаются хорошие картины. Есть художники способнее меня - кто-то краски мастерски смешивает, у кого-то техника лучше, но пишут равнодушно - семья затюкала, быт сгрыз. А у меня изнутри пламя творчества идет», - и показывает на картины, законченные совсем недавно.
И это не удивительно, ведь художники - это люди с особым восприятием действительности и тонким чувством прекрасного. Они по-другому видят наш мир и способны разными способами передать в картинах это свое видение, порой не совсем привычное простому человеку, но всегда интересное и завораживающее.
Светлана Зайцева
gazeta@3em.ru
Фото Сергея Черняева
- В художниках я случайно, - улыбается художник-живописец
Ирина Федоровна Соколова. - В детстве перенесла тяжелую болезнь, и, наверное, левое полушарие мозга у меня и перестроилось: закрывая глаза, я стала видеть картины.
В первом классе учитель Сергей Васильевич Афоньшин, увидев, как первоклашка Ира легко перенесла на бумагу нарисованные им на школьной доске лошадь с ямщиком, заметил: «Да ты художник!». Он же подарил первый альбом и карандаши. Было это более 70 лет назад.
- Потом началась война, совсем все было плохо.… Но Афоньшин мне словно предсказал судьбу - что я буду художником - с того момента я начала рисовать. Удивительно, но я даже сдала экзамен в Горьковское художественное училище.
- Почему же удивительно, Ирина Федоровна?
- Так ведь я красками совсем не рисовала! Вместе со мной экзамен держал пришедший с фронта лейтенант, так он удивился: у меня с собой были детсадовские кисти и краски на клеевой основе. Он дал мне свои краски, кисти. Мы сидели рядом: я смотрела, что делает он, и делала то же самое. Сдала экзамен! В 1953 году получила диплом.
Едва окончив училище, Ирина Федоровна уже стала участницей областных художественных выставок. Была даже кандидатом в члены Союза художников, но на полпути бросила оформление: «Кстовчане и так меня знают!»
- С тех пор у меня было шесть персональных выставок, а самую первую, в ДКН, помню во всех подробностях до сих пор: и как волновалась, и как одна из посетительниц расплакалась перед картиной, изображавшей берег Керженца: «Я же здесь выросла, это родные места!» И то, что картины мои вызывают такие чувства, прежде всего радость, давало и до сих пор дает мне импульс работать, - говорит художница.
Окинув взглядом картины в почти что «доме-музее» Ирины Федоровны (картины здесь закрывают буквально все стены, стоят на полу, некоторым не хватило места, и они аккуратными стопочками прислонены к стене), понимаешь: здесь живет страстный пейзажист. Редкая возможность побывать во всех красивых уголках нашего района, увидеть Великовражскую церковь, широкий вольный волжский разлив, тихую березовую рощу весной или в знойный полдень, не сходя с места!
- Я люблю работать быстро. Раньше даже немного пугалась этого: «Может быть, я пишу излишне быстро?» Но заметила: если буду картину «тянуть», то замучаю ее, она получится вялой. А создаю картины быстро, на одном дыхании, и они получаются трепетные, живые, - рассказывает о «творческом методе» Ирина Федоровна.
- А любимые художники есть у Вас?
- Я люблю картины Константина Коровина. Душа лежит к репинской манере, к пастозной масляной живописи (то есть плотным, непрозрачным, достаточно густым слоем), я стараюсь ее воспроизводить. Нравятся импрессионисты, хочется приблизиться к ним, но это очень сложно. У каждого художника своя манера, свой стиль, и «рука» все равно чувствуется.
- А кроме пейзажей?
- Люблю рисовать цветы, и с натуры, и, как говорится, «из головы». И еще портреты, особенно детей. Красивых людей люблю, а дети - они ведь все красивые! Самое интересное в портрете - это глаза, именно глаза расскажут, в каком настроении человек, о чем он думает. А еще я уверена, что в картинах отражается характер художника: я, например, люблю все красивое, спокойное, не люблю острых углов, в картинах у меня обязательно должна быть мягкость, нежность и доброта. Я и сама такая. Люблю размах, масштабность, и работаю обязательно большой кистью. Мои ученики на вступительных экзаменах по рисунку поражали преподавателей своим подходом к работе: даже акварели они писали большой щетинной кистью, предназначенной для работы маслом.
В творческих планах у Ирины Федоровны Соколовой - седьмая персональная выставка к своему 80-летнему юбилею.
- Я готовлюсь к ней! Хотя домашние и ругают, мол, здоровье слабое, а сил тратишь много, но продолжаю работать. Я замечаю благотворное воздействие творчества даже на физическое состояние: кажется, что когда рисую, все недуги уходят, - говорит Ирина Федоровна и показывает на две картины в центре импровизированной «экспозиции», законченные совсем недавно. - Мои картины приносят людям радость. Это самое главное для меня.
Ольга Прокофьева
(газета «Земляки» №10 (661) от 14 марта 2009 г.)