Павел Федорович Кузнецов живет в селе Работки Кстовского района. С 1999 года, после того, как он после операции получил инвалидность, увлекся лозоплетением. «Имея инвалидность, устроиться на работу не удалось, - рассказывает он. - Но чем-то заниматься все равно надо. В лозоплетении тяжелого физического труда не требуется, главное - усидчивость и терпение. К тому же кое-какой заработок тоже нужен, на одну пенсию по инвалидности не проживешь».
В родном селе Работки Павел Федорович осваивал тонкости ремесла вместе со школьниками у местного мастера. «У пацанов времени маловато для такой работы, а у меня его было предостаточно, - улыбается он. - На мелких деталях, осваивал строение, симметрию, пропорции, устойчивость».
Постепенно просто интересное занятие превратилось в дело жизни. Павел Федорович делает удивительно красивые, а главное - необходимые в обиходе вещи: корзины для грибов и овощей, вазы, хлебницы, кресла-качалки и даже шляпки. «Однажды я видел девушку, наряженную в одежду из лозы, - вспоминает он. - На ней были бюстгальтер, юбочка, шляпка и что-то на ногах, типа сапожек. Как видите можно и обуться-одеться!» Правда, в основном Павел Федорович плетет корзинки и короба для сбора грибов и ягод, что-то высокохудожественное - только под заказ. Своего рода «визитной карточкой» мастера является изящная плетеная «коса» в оформлении изделий.
Для красоты готовое изделие умелец покрывает лаком. У коробов обрабатывает только донышко - чтобы не гнило. При бережном отношении изделия из лозы могут прослужить более 20 лет.
«Лоза - необыкновенный природный материал, прекрасно пахнет, очень эластичный и приятный на ощупь. Кора мягкая, гладкая, - продолжает искусник. - Работа с лозой заставляет двигаться мелкие суставы пальцев. Говорят, это очень благотворно сказывается на работе мозга».
Плетение из лозы, как и любой другой традиционный промысел, требует терпения и мастерства. Сначала срезают ивовый прут, который варят в специальном растворе, затем, сняв гибкую белую кору, сортируют ее по длине и диаметру. А потом снова вымачивают, так как плести можно только из влажного материала. Лозой обычно оплетают заранее заготовленный каркас - тоже из ивы. У опытных мастеров, фантазия которых безгранична, даже на основе одного и того же шаблона могут получиться два совершенно разных предмета.
Павел Федорович говорит, что можно брать прутики и больших деревьев, однако ивового прута на берегах Волги очень много. «Это одиночный прут, - поясняет он. - Его срезаешь, окоряешь, размачиваешь, и он становится как веревочка. Можно заплести «косичку». После чего изделие подсушивается».
Мастер рассказывает, что основная часть времени уходит на подготовительные работы, на заготовку лозы. При условии, что материал уже готов, большой заплечный короб для грибов вместимостью в три ведра можно сплести за 10-12 часов.
Павел Федорович уверен, что творческая реабилитация является одним из наиболее действенных способов восстановления и расширения духовного мира людей с ограничениями в здоровье. Именно в искусстве они на равных могут конкурировать со здоровыми людьми, проявлять в полной мере свои таланты.
Светлана Зайцева (газета «Земляки»), 2008 г.
Фото Александра Юсова