Евгений Андреевич стал нашим земляком 17 лет назад: родился и вырос он в Уфе, там же окончил художественное училище по специальности «декоративно-прикладное искусство». Затем уехал на Север. В Нижнем Новгороде у Андреевых живут родственники, к которым они часто приезжали в гости. Нижегородская земля им понравилась, и с 1992 года Евгений Андреев живет здесь. По признанию самого художника, пожалуй, единственное, чем он не занимался - это живопись и керамика. Из остальных художественных ремесел попробовал все: во время учебы в училище и в течение нескольких лет после ее окончания работал в мастерской скульптора Панова; в Кстове, работая в «Берегине», занимался медалями. Десять лет назад, когда у людей вновь появился интерес к витражам, вернулся к ним. «Витражи - это такое дело... Единожды начав, остановиться уже невозможно - очень интересно», - признается художник.
Первым заказом стало изготовление витражей для одного нижегородского ресторана, который они выполнили вместе с братом. Потом стали появляться и частные заказчики, желающие украсить свой дом или квартиру.
Лучше один раз увидеть!
Классический витраж - это вырезанные и отшлифованные кусочки цветного стекла, вставленные в металлический профиль. Именно в таком виде эта технология дошла до нас из глубин веков. Но такой витраж тяжел и подходит для создания больших по размеру «стеклянных картин»: металлический профиль просто не позволит выполнить мелкую детализацию, он для этого слишком груб. Своеобразная «революция» в витражном деле случилась тогда, когда американский художник-витражист Луис Тиффани развил и упростил технологию создания классического витража, он начал применять металлическую ленту вместо тяжелого металлического профиля. Именно эту технологию и использует Евгений Андреев при создании своих витражей: вырезанные по эскизу и отшлифованные кусочки стекла по краям обклеиваются металлической лентой. После этого часть стеклянной мозаики занимает место, отведенное ей эскизом, а стык с двух сторон пропаивается оловом. Однако «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»: создание витража - дело не одного месяца. Чем больше кусков, тем больше уйдет времени.
Мысль о том, что все, что создается человеческой мыслью и руками, так или иначе одухотворяется мастером-создателем, не нова. Витражи - не исключение. По словам художника Андреева, бывают дни, когда стекло «не хочет работать»: крошится под резцом, ломается не там, где нужно.
- В такие дни продолжать работать - только портить дорогостоящий материал и настроение, - говорит Евгений Александрович. - Обычно, если, как говорится, «не идет», работу оставляю до следующего дня.
Художнику - любимое дело, заказчикам - радость созерцания
Возрождение интереса к витражам Евгений Александрович объясняет просто:
- В Европе и Соединенных штатах Америки витражи очень распространены, ими украшены множество домов. Кругозор у людей расширяется, многие бывают за границей, видят интерьеры, в которых использованы витражи, понимают, что это красиво. Ведь витраж в доме может применяться абсолютно везде: в окнах, дверях, в качестве оформления стен, межкомнатных перегородок, даже светильников. При этом он очень оживляет обстановку, ведь витраж изменяется в зависимости от освещения, - говорит художник.
Любой витраж Андреева создается для конкретного человека и дома, в котором он живет: всю работу, начиная от создания эскиза и заканчивая сбором витража, художник осуществляет сам. Порой приходится с заказчиком по душам побеседовать, чтобы понять, какой именно сюжет ему подходит.
- Любимая работа, за которую еще и деньги платят - это счастье! - уверен Евгений Александрович. - Видишь результат своего труда: людям от него хорошо, радостно. Значит, удовлетворен и я.
Ольга Прокофьева, gazeta-olga-zem@mail.ru
Фото Альберта Нефедова
Газета «ЗЕМЛЯКИ» №48 (699) 5 декабря 2009 г.