Кстовчанин
Сергей Дяченко специальность «токарь по дереву» получил в семеновском профессионально-техническом училище. Кстати, училище мастер закончил с отличием.
- Интерес к резьбе по дереву у меня с детства, - признается Сергей. - Еще мальчишкой вырезал из деревяшек, попадающихся под руку, игрушечные пистолетики для детских игр. Но ведь «токарь» и «резчик» по дереву - две профессии разные. Поэтому я поначалу боялся браться за резьбу, вдруг не получится?
Преодолеть страх Сергею помог его дядя, родной брат матери, Александр Наумович Волченко - художник и резчик по дереву. Простые и правильные слова он сказал племяннику: «Разве кто-то рождается сразу спортсменом, скульптором или резчиком? Делай, пробуй! Все когда-то начинали!»
И Сергей попробовал: на токарном станке вытачивал деревянные балясины, украшал искусной резьбой. Получались интересные, авторской работы журнальные столики и просто украшения для интерьера. Когда они начали расходиться по домам заказчиков, Сергей Дяченко понял, что попробовать, действительно, стоило.
Ну, а от резьбы по дереву и до работы с гипсом недалеко: не зря в XVII-XVIII веках, когда лепные украшения только начали появляться в дворцах российских правителей, технология их изготовления была крепко связана с традициями русской деревянной резьбы.
- Я «познакомился» с гипсом, когда устроился работать в филиал лепной мастерской, - рассказывает Сергей. - Они набирали резчиков по дереву - ведь один из способов изготовления форм для лепных украшений - вырезание их из дерева. Там же меня научили работать с гипсом, «чувствовать» его.
И снова был некоторый страх: нет специального образования, а ведь, например, скульпторов учат правильному изображению человеческого тела! Человеку, создающему декоративную лепнину, с задачей создания человеческой фигуры рано или поздно столкнуться придется, ведь в классических интерьерах, где применяется лепнина, много сюжетов «с людьми»: поддерживающие потолки атланты, ангелочки, героини древнегреческих мифов.
Помог приятель, приведший в пример самоучку Леонардо да Винчи, и общение со скульпторами с художественным стажем, посоветовавшим просто внимательно наблюдать за тем, как двигаются люди. Тогда проблем с верным изображением человеческого тела не будет.
Сергей, как и любой увлеченный мастер, к материалу, с которым приходится работать, относится, как к живому существу.
- У каждой породы дерева - свой характер, соответственно с которым нужно выбирать метод работы с ней, - уверен он. - Гипс - удивительный материал. На фотографии одного из залов оперного театра в Казани, он до сих пор «с закрытыми глазами» покажет каждое из массивных лепных украшений, которые он восстанавливал. Как говорит, повезло поработать на таком интересном заказе, несмотря трудности: то чертежей, по которым нужно проводить реставрацию, нет, и приходится самому находить способ; то рабочие, снимая лепнину с потолка, уронили тяжеловесный элемент, и к Сергею попала только его половина. Вторую часть пришлось восстанавливать целиком в зеркальном отражении.
- Не могу без работы, - признается Сергей Дяченко. - Дня не проходит без лепки! Очень надеюсь, что подтвердится заказ из Тулы на грифона - мифического льва с крыльями. Интересно сделать такого зверя.
В семье Дяченко трое детей: по признанию Сергея, старший, Владимир, больше увлечен электроникой, а вот две дочери - Люба и Настя рисуют с удовольствием, особенно Настя. Кто знает, может быть со временем она переймет у отца страсть к лепке и продолжит его любимое дело?
Ольга Прокофьева, gazeta-olga-zem@mail.ru
Фото Альберта Нефедова и из личного архива Сергея Дяченко
Газета «ЗЕМЛЯКИ» №4 (706) 6 февраля 2010 г.