Глядя на творческие опыты нашей землячки, Марии Кулешовой, назвать ее просто «фотографом» кажется недостаточным.
Фотохудожник - так будет правильнее и полнее, потому что каждая ее работа - картина в полном смысле этого слова, отдельный мир, живущий по своим правилам, наполненный героями, созданными воображением их создательницы, или же чувствами и эмоциями самих героев фото. И это касается любой, как выражаются фотографы, «карточки», созданной Марией, в каком бы жанре она ни работала: натюрморт, арт-фотография, портрет, свадебная съемка или фотосессия «love-story».
Альтернатива рисованию
В ее доме была легендарная советская «зеркалка» «Зенит»: Мария рассказывает, что ее папа занимался фотографией всегда, сколько она себя помнит.
- С детства я бегала с ним по самым темным закоулочкам дома, мы проявляли пленки, - вспоминает Мария.
Однако главной мечтой девочки был вовсе не фотоаппарат: ей хотелось быть художницей и учиться в художественной школе. Но родители, видя «намучившихся» обучением в «художке» двух старших дочерей, Машу учиться рисовать так и не отправили. Удивительно, но именно это и стало первым шагом к увлечению, ставшему сейчас основным видом деятельности Марии. В старших классах она увлеклась работой в программе Photoshop, таящей в себе огромные возможности работы с изображениями.
- Просто то, что я не могла выразить на бумаге, делала при помощи этой компьютерной программы, - рассказывает Мария.
Интерес же к работе с фотоаппаратом проснулся позже, с рождением дочери. Ева, кстати, несмотря на свой юный возраст, с удовольствием помогает маме и, выступая в роли фотомодели, становится участницей тех волшебных миров, которые создает Мария.
- Поняв, что качества, которое дает фотоаппарат-«мыльница», мне уже не хватает, я прибрела первую «зеркалку», - вспоминает Мария. - С того и пошло: сначала самоучкой училась, училась, училась всему сама. Потом, когда три года назад мы переехали из Димитровграда сюда, окончила курсы фотомастерства в нижегородской школе телевидения. И, конечно, я до сих пор учусь на работах других фотографов.
Но как можно научиться вдохновению или фантазии? Здесь уж или дано, или нет человеку видеть мир немного иначе, нежели другие. И совсем особое мастерство - не просто увидеть, но и уметь донести его до зрителя, разбудить в человеке эмоции. Марии это удается.
Главный секрет - вдохновение
- Жестких критериев определения «достойности» работы, на мой взгляд, нет. Кадр может быть идеальным по композиции, по свету, по перспективе, но он будет скучным. Так что, наверное, это не самое главное. Должен быть смысловой акцент, фотография обязательно должна о чем-то говорить, нести определенную мысль, должен создаваться полный образ, даже в том случае, если «просто фотографируешь» человека. Возможно, каждая фотография должна быть своеобразной застывшей историей. Она должна что-то пробудить в зрителе. Кадр может отступать от норм и правил фотографии, но если он будет настолько гармоничен и интересен, будет создавать цельный образ - значит, все удалось. Вот это для меня, пожалуй, главное, - считает Мария.
Как признается фотохудожник, у каждой ее работы есть своя предыстория, обуславливающая появление той или иной фотографии. Этим толчком для развития сюжета может быть что угодно: прочитанная книга (например, две работы - «Мытарства» и «Надежда на спасение», вызвавшие оживленное обсуждение на фотосайтах, куда Мария выкладывает свои работы, сделаны по следам прочтения книги Юлии Вознесенской), увиденный фильм (здесь, по словам Марии, в любимчиках «Воображариум доктора Парнаса»: фантастический мир этого фильма в свое время буквально вдохновил ее на творчество), интересный человек... При этом любимыми жанрами работы Мария называет арт-фотографию и натюрморт.
- Люблю арт-фотографию, потому что нравится находить интересные образы в простых вещах. Тяготею к натюрмортам, и, хотя у меня их не очень много, но я их люблю. Это самый сложный, на мой взгляд, жанр фотографии -придумать, увидеть картинку, выстроить композицию... Это непросто, а потому интересно, - рассуждает Мария. - Работать с моделью проще, всегда можно найти общий язык: достаточно сделать несколько кадров, чтобы увидеть, как человеку нужно правильно повернуть голову, чтобы не нарушить симметрию лица. С человеком можно договориться, а с неодушевленными предметами не договоришься. В этом и сложность, и интерес натюрморта.
«Фотография - это тайна!»
Так считает Мария Кулешова, но останавливаться на пути ее познания отнюдь не собирается. К примеру, она уверена, что каждый фотограф должен уметь снимать на пленку, это такой своеобразный «тест» на право называться фотографом.
- Поэтому я еще не до конца фотограф, - смеется Мария. - У меня есть много знакомых, которые снимают на пленку, и, думаю, я тоже к этому приду. Пленка так или иначе дисциплинирует, нужно продумывать каждый шаг, каждый кадр, учишься контролировать себя, а не просто стрелять «холостыми». Это особое умение.
Кроме того, в планах у Марии Кулешовой персональная выставка, до которой ей, по ее собственному признанию, надо дозреть, накопить определенный «стартовый» багаж.
- Но это обязательно будет! - ничуть не сомневается Мария.
Добавить здесь можно только одно: «Поскорее бы!», предвкушая, как интересно будет увидеть целую Вселенную, созданную из необычных миров, заключенных в каждой Машиной фотографии.
Ольга Прокофьева, gazeta-olga-zem@mail.ru
Фото из личного архива Марии Кулешовой
Газета «ЗЕМЛЯКИ» №50 (803) 24 декабря 2011 г.