Кстовчанин
Андрей Афанасьев мечтает снимать хорошее кино.
Сейчас он приезжает в родной город только на каникулы - живет в Москве, сдает сессии в Государственном институте телевидения и радиовещания на факультете режиссуры документального кино, где их не столько учат, как снять кино, сколько воспитывают в каждом уникальный взгляд на жизнь, на окружающие предметы, раскрепощают сознание. «С каждой парой я открываю для себя что-то новое, хоть уже и отучился два с половиной года, - делится студент. - Это бесконечный источник информации, который невозможно осушить до конца».
Не хватает «искры»
Сейчас в распоряжении Андрея - целый арсенал самых разнообразных устройств, для съемки качественных работ - институт предоставляет в аренду, все самое необходимое.
Сложно поверить, но свои первые кинозарисовки он снял на фотоаппарат, благо современная техника позволяет снимать довольно неплохое видео даже на мобильный телефон.
«Когда мама заметила, что на свой старенький цифровой фотоаппарат я больше снимаю видео, чем фотографирую, купила мне неплохую портативную камеру HD, с которой я и носился по всему городу, снимая кино», - вспоминает Андрей.
А вспомнить действительно есть что - первые фильмы земляк начал снимать еще в старших классах школы. Рассказывая о первом опыте съемки, Андрей улыбается. Естественно, ведь воспоминания о первых съемках тесно связаны с друзьями, которые остались здесь, в Кстове. Лучшие друзья Андрея с энтузиазмом поддержали его творческие замыслы и втянулись в процесс съемок. «Ребята готовы были поддержать любые идеи, порой даже бредовые, - рассказывает Андрей. - Сюжеты я писал по ночам, насмотревшись классики мирового кинематографа. Конечно, начинать стоило с простых боевиков, чтобы получить хоть какое-то представление о киносъемке. Размах шекспировской драмы, мы бы точно не потянули на начальной стадии. Качество оставляло желать лучшего, но эти видеоработы получались необычайно «живыми», видимо из-за искренней заинтересованности всех людей, которые принимали участие в съемках. В разных работах лейтмотивом проходила идея дружбы и преданности. Мы все этим были окружены, поэтому было правильно отобразить такие мысли на экране».
Сейчас пришло время студенческих работ, где, как признается Андрей, зачастую техника исполнения, важнее вложенной в работу фантазии. На самостоятельные проекты «для души» времени уже нет, «современные работы получаются зачастую без «искорки», той самой, что наполняла красками школьные работы. Просто стандартное выполнение задания. Зато качество теперь гораздо выше. Ведь применяется специальная техника, осветительные приборы, и звукозаписывающие устройства», - делится Андрей.
Все сценарии земляк продолжает писать самостоятельно, за исключением классики, которую тоже задают экранизировать. «Но даже ее приходится подробно разбирать и отсортировывать лишнее, - добавляет режиссер. - К слову, из классики ничего, по обязательной программе, не задавали. Сами выбирали. Но советовали начинать с Рэя Брэдбери. Он лаконичен, но в то же время глубок. Для первых видеоопытов идеально подходит. Так и поступил. Экранизировал его рассказ «Мусорщик». В основном же студенты снимают документальные работы: репортажи о происшествиях в Москве, интервью с различными людьми, а также видеоочерки про представителей разных профессий. «Хотелось бы больше художественных заданий. Душа к этому лежит», - говорит Андрей.
- Что для тебя важнее изображение или сюжет? - спрашиваю у своего собеседника, и у него загораются глаза - ведь он говорит о любимом деле, в котором почти нет рутины. Постановка мизансцены, съемочный процесс, возможность почувствовать себя создателем собственной Вселенной - от этого захватывает дух и почти можно смириться с необходимостью возиться с документами, без которых невозможно снять даже 30-секундную «домашку» к следующему семинару в институте.
«Изображение, в моем мировоззрении, является частью сюжета, - говорит Андрей. - Дело даже не в качестве, ведь и на мобильный телефон можно снять хорошее кино, а в грамотной расстановке мизансцены, и различных объектов внутри кадра. При чтении сценария, в голове уже существует изображение, остается только воплотить его на экран. Важно соблюдать гармонию».
Римейков не будет
Говорить о бюджете студенческих, пробных фильмов возможно смешно, но мы затрагиваем и эту тему. Понятно, что бюджет у таких кинокартин обычно минимален. Каждый, кто участвует в съемке - несет из дома все, что может послужить декорациями или костюмами героев. «И до сих пор так, - смеется Андрей. - До коммерции еще далеко. Тут, прежде всего для души работа кипит. Много денег уходит на постоянные переезды. И если в Кстове с этим проблем не было, то здесь, в Москве, это очень ощутимо».
Андрей утверждает, что вдохновение - есть сама жизнь. Даже из самых неприметных жизненных явлений, может получиться отличный сюжет, поэтому сидеть на месте у киношников не принято. Ведь искать нужно не только натуру для съемки, но и сюжеты, которые, сами находят режиссера, бывает и так. Жизнь не предугадать.
От вдохновения мы плавно сворачиваем в сторону мирового кинематографа. Важный момент в обучении - просмотр фильмов. Наш герой выбирает проверенную временем классику, отдавая предпочтение авторскому кино и европейскому кинематографу. «С удовольствием пересматриваю работы Бергмана. Он просто гениален. Также Джим Джармуш, братья Коэны, Фрэнк Капра. Великий Чаплин, конечно же. Очень тепло отношусь к французскому авангарду и неореализму. Из современных российских режиссеров художественного кино, могу выделить только Буслова и Балабанова. Они настоящие мастера выразительности», - перечисляет Андрей.
Осторожно спрашиваю, нет ли у юного режиссера желания снять продолжение какого-то известного фильма. «Нет, - категорично заявляет он. - Я сугубо отрицательно отношусь к римейкам, и продолжениям фильмов от других режиссеров. Редко это выходит удачно».
- Что нужно для того, чтобы получилось хорошее кино? - задаю вопрос, давно крутящийся в голове.
«Готового рецепта нет, - считает Андрей. - Даже на стадии монтажа, не знаешь, что именно у тебя в итоге получится. Можно обвешаться дорогой аппаратурой, поиграть с фокусом, и пойти снимать свадьбы. И кто-то будет говорить, что это интересно. А кто-то будет снимать кино на телефон, а получаться будут интереснейшие вещи.
Все относительно. Особенно в таком искусстве как кинематограф. Главное понять, что именно ты хочешь снять, и что хочешь донести до зрителя, тогда идеи сами будут рождаться в голове».
Беседа неумолимо приближается к завершению, задаю Андрею последний вопрос, традиционно, про планы на ближайшее будущее. «Не хочу загадывать, - говорит он. - Жизнь непредсказуема. Быть может, все еще изменится, и моя судьба отправится в абсолютно другое русло. Увидим. Но хотелось бы, когда-нибудь снять полноценное художественное кино, конечно. Мечта детства».
И мне почему-то кажется, что его мечта обязательно сбудется.
Светлана Зайцева gazeta@3em.ru
Фото из личного архива Андрея Афанасьева
Газета «ЗЕМЛЯКИ» №5 (809) 11 февраля 2012 г.