Даже знакомые всему миру композиции звучат в исполнении Станислава Нестерова, молодого учителя Кстовской музыкальной школы по классу «Гитара», свежо и необычно. И дело тут не только в виртуозной игре исполнения. Музыкант, отдав 18 лет своей жизни изучению искусства игры на гитаре, до сих пор продолжает учиться, осваивать массу материала, разыскивая неизвестные современным поклонникам гитары вариации шедевров мировой классики.
Исполнением одного из них – «Чаконой» Баха из партиты для скрипки, Станислав начал свое выступление на первом международном фестивале-конкурсе «Классическая гитара», который прошел в Новосибирске с 19 по 24 ноября.
Хотя многие гитаристы опасаются играть Баха – настолько сложно уловить все нюансы его произведений. Фальшь здесь просто недопустима – любая неточность «бьет» не только по слуху, но и по чувствам. Впрочем, Станиславу Нестерову бояться совершенно нечего. Играет он вдохновенно, демонстрируя слушателям возможности своего инструмента во всем многообразии и богатстве, и награду получает соответствующую – любовь зрителей и признание жюри. На конкурсе Станислав занял второе место в своей возрастной группе. А в конкурсе приняли участие 70 исполнителей от 9 до 27 лет. Обширна и география исполнителей: от Москвы и Санкт-Петербурга до Якутска и Казахстана.
Конкурс проходил в два тура, в первом самым старшим дали по 25 минут – это больше, чем обычно. За такое время гитаристы успели представить жюри по три произведения, а потом еще столько композиций во втором туре.
«Выбор программы очень важен в таких вопросах, - считает Станислав. - Если два исполнителя претендуют на одно место, у них одинаковая сумма баллов, тут жюри пристальнее изучает программу – у кого сложнее».
Помимо «Чаконы» Баха, гитарист исполнил «Фантазию» Леньяни, «Арабское каприччио» Таррега, «Либро сонатино» Денца, «Собор» Бариуса и «Севилью» Турины.
Дело всей жизни
Увлечение гитарой нашего героя началось довольно банально – мама, Людмила Александровна, решила, что бесцельно слоняться по двору ее сыну не стоит, и привела его в музыкальную школу. Она хотела, чтобы Слава научился играть на гитаре.
Мальчику инструмент понравился и после окончания средней и музыкальной школы в родном Кургане он отправился в Нижний Новгород, учиться в государственной консерватории им. М.И. Глинки. Сейчас гитарист учится в аспирантуре, его преподаватели – яркие гитаристы современной России: доцент Нижегородской государственной консерватории им. Глинки Владимир Митяков, доцент Нижегородской государственной консерватории им. Глинки Алексей Петропавловский и лауреат Всероссийских и международных конкурсов, отмеченный премией Президента России и стипендиями губернатора Нижегородской области, Ровшан Мамедкулиев.
Сегодня Станислав Нестеров и сам преподает – полтора года назад он приехал в Кстовскую музыкальную школу и набрал свой первый класс из 12 человек.
«Ребята все разные по характеру, но их объединяет не просто стремление научиться играть на гитаре, но постоянно повышать свой уровень игры», - говорит Станислав и тут же пускается в размышления, отыскивая поточнее ответ на вопрос – за что же любят гитару?
Выяснилось, что однозначного ответа тут нет. Это и ее многоликость – возможность сыграть абсолютно любое произведение, и универсальность – гитара может предстать во всем своем блеске хоть в лесу, хоть в пустыне, да хоть на хребтах великого Эвереста, куда любой другой, за редким исключением, инструмент, особенно аккомпанирующий – рояль - при всем желании никак не втащишь.
Кроме того, при своей кажущейся простоте, гитара - очень сложный инструмент. Судите сами: рояль – это механизм, там нет прямого контакта руки, кончиков пальцев, кончика ногтя – десятых долей миллиметра – со струной. Даже скрипачи все-таки извлекают звук смычком – это тоже непрямой контакт. В гитаре все это настолько тонко, настолько изменчиво.
Любой инструмент помимо таланта требует от музыканта огромной работоспособности. Для гитары это актуально втройне, поэтому Станислав Нестеров на достигнутом останавливаться не собирается.
Вероятно, мы еще не раз увидим его имя в числе победителей различных конкурсов. «
Пока больших денег исполнение на гитаре мне не приносит, но гитара – мой жизненный стимул, дело моей жизни», - признается музыкант.
Светлана Зайцева, gazeta@3em.ru
Фото автора
"Земляки" №48 (851) от 8 декабря 2012 года