Об этой удивительной женщине нам рассказали в сельской библиотеке села Прокошево.
Повод формальный - 21 февраля у учителя рисования, черчения и технологии местной школы Ларисы Бариновой - юбилей. А если без формальностей, то рассказывать о ней готово все село.
«
Лариса Вячеславовна - человек творческий, она умеет видеть красоту и учит этому детей, - написала в редакцию завотделом Прокошевской сельской библиотеки Жанна Пестова. -
В библиотеке мы организовали выставку ее творческих работ. Представляли Ларису Вячеславовну как художника, рукодельницу, читателя. Она еще и много читает. Успевает все.
Проводили экскурсии о выставке. Односельчане с интересом разглядывали ее работы, интересовались книгами из ее читательского багажа».
Часто получается так, что у людей, преподающих свое умение детям, творческая жизнь делится на две части: на творчество самостоятельное, и творчество педагогическое, осуществляемое совместно с детьми. Как правило, они друг с другом отлично сочетаются. Так же и у Ларисы Бариновой.
«
Хоть мы и делаем упор на рисовании, но на этом с детьми не замыкаемся, - говорит землячка. -
Рисование как предмет есть у них в школе, а я стараюсь развить еще и навыки декоративно-прикладного творчества. Мы с учениками и лепим, и росписью по дереву занимаемся, и квилингом из бумаги, и из соленого теста картины делаем. Начинаем с натюрмортов, потихоньку осваиваем все художественные «премудрости».
Мне самой нравится пробовать что-то новое каждый раз. Если получается - начинаешь себя уважать, значит, еще могу что-то. Да и детям нужно все время подтверждать свой авторитет. Ученики постоянно просят приносить свои работы на урок, чтобы они видели, что я хочу от них добиться, каким должен быть конечный результат».
Сама же Лариса Вячеславовна, не как педагог, а как художник, предпочитает писать пейзажи. Ее бесконечно вдохновляет наша российская природа.
Момент, когда простое увлечение переросло в любимую профессию, моя собеседница вспомнить не может. Не в кого было уметь рисовать. Ее мама была учителем начальных классов, отец, вернувшись с фронта, работал комбайнером - никто не рисовал.
Только маленькая Лара посвящала много времени своему увлечению, а когда на семейном совете встал вопрос о выборе профессии, смогла настоять на своем и, не- смотря на протесты матери, отправилась учиться в Городецкое училище на художественно-графический факультет.
С тех пор живопись стала не просто увлечением, а тем, чем Ларисе хотелось заниматься и дальше, сделать рисование своей профессией. После Городецкого училища в 18 лет она пришла работать в Прокошевскую школу, которая только-только приняла своих первых учеников. Спустя год Лариса Вячеславовна уехала в Чебоксары: получать высшее профильное образование в тогда еще Горьком было негде.
Заочно окончив художественно-графический факультет Чебоксарского педагогического института, Лариса Баринова вернулась в Прокошевскую школу дипломированным педагогом.
«
Мне очень нравится работать с детьми, я люблю свою работу. Прихожу сюда как на праздник. Дети чувствуют мое увлечение предметом, уважают мое умение рисовать, тянутся ко мне, - говорит она. -
Хотя сейчас и стало немного тяжелее работать с детьми, чем раньше. Их сложно чем-либо заинтересовать, увлечь, конкуренцию с техническими новинками и Интернетом мало что выдерживает.
К тому же, рисование дано не каждому. Буквально у трех-четырех человек в классе есть способности к этому. Остальные рисуют, как умеют, но нельзя придираться, обижать детей. Каждый ребенок - личность. Если он нарисовал что-то - будь любезен оцени. Все-таки он душу вкладывал в работу, старался.
В чем секрет работы с детьми? - Нужно их в первую очередь любить, а после - учить. Если ты детей не любишь - ничему их не научишь. Они просто не позволят себя чему-нибудь научить, не станут перенимать знания».
С присущей ей мудростью Лариса Вячеславовна учит детей не только рисовать, делать что-то руками, но и умению общаться с людьми, интересоваться окружающим миром, доводить работу до конца. В этом ей помогают десятки прочитанных книг - не только художественных, но и психологических.
«
Чтение - это отдых для меня. Когда мне плохо или сильно устаю - сразу с книгой на диван. В молодости мне нравилась фантастика, книги о космосе, теперь я от этого отошла, люблю жизненные истории, когда вроде бы читаешь про самую обычную жизнь, где люди ссорятся, любят, находят друзей, круто меняют жизнь, словом просто живут. В них можно найти отражение нашей жизни, этим и подкупают такие истории, - делится педагог. -
В книгах по психологии черпаю новые знания: как с людьми общаться, как их убедить в чем-то, достучаться до них. В работе с детьми очень помогает. Как его заставить, когда ребенок не хочет что-то делать? Криками и угрозами, конечно, тут не поможешь. Приходится искать другие подходы. С детьми мне очень нравится общаться, даже больше, чем со взрослыми. Дети не обманут, не предадут, они очень искренние и всегда с открытой душой принимают тебя. Заболела недавно, так ученики потом спрашивали - где вы были, почему вас так долго не было? Значит, еще нужна я им, могу что-то детям передать. Это самое главное».
Светлана Зайцева
gazeta@3em.ru
Фото Сергея Черняева и из архива Ж. Пестовой
(«Земляки» №10 (967) от 21 Марта 2015 г.)