Когда главное - эмоции
Живые, наполненные чувствами и ощущениями фотографии детей и семей, сделанные Ириной Таболиной, узнаешь сразу. На ее снимках дети учатся улыбаться, ползать, ходить, говорить. И все это очень важно и значительно, потому что в первый раз. Поймать «самый-самый» момент - это труд, это талант и сочетание множества навыков профессионального детского фотографа, о которых мы и поговорили с Ириной в преддверии праздника - Дня фотографа, который будет отмечаться 12 июля.
- В какой момент в Вашей жизни появилась фотография? И когда поняли, что будете заниматься этим серьезно?
- Сама задавала себе такой вопрос много раз... это довольно банальная история. Я думаю, фотография появилась в моей жизни еще в детстве с появлением у нас дома папиного «Зенита». Со временем мой интерес перерос в глубочайшее хобби, мои снимки стали перерастать из любительских на более высшую ступень, мой уровень вырос.
Я много читала, тренировалась на своих знакомых, и мои снимки стали выглядеть более профессиональными. Даже когда меня не поддерживали близкие, от своей мечты я отказываться не хотела. Я очень люблю фотографировать, для меня это магия, когда смотрю на фотокарточку, и в памяти всплывает тот день, эмоции, люди, слова, произнесенные в мгновение срабатывания затвора фотоаппарата. Это ли не чудо, вернуться, как на машине времени, в прошлое, которое уже никогда не повторится.
- Расскажите про первый снимок, первую камеру.
- Именно первого своего снимка не помню. Мне запомнился снимок,- один из первых, на котором была изображена девочка в поле. Снимок был опубликован на сайте итальянского Vogue, который публикует понравившиеся редакции работы молодых фотографов на своем ресурсе. Попасть туда не так-то просто, никому не известен принцип, по которому редакция отбирает работы. Хотя мой снимок сделан спонтанно, но получился он необычным, картинным.
Из зеркальных фотоаппаратов самым первым для меня стал Сanon 400D.
- С каких жанров Вы начинали и как открыли для себя «детскую», семейную фотографию?
- С нее все и началось. Вначале я и не представляла для себя других жанров кроме детской и семейной фотосъемки. Потому что я мама. Меня очень увлекли съемки новорожденных деток. Со временем меня увлекли женские бьюти- и бизнес-портреты, любовные истории.
- В чем особенности детской фотографии?
- В каждом возрасте ребенка у фотографии свои особенности. Самую первую фотосессию лучше всего провести сразу после выписки из роддома на 7-10 день после родов! Фотография новорожденных - это тяжелый и трудоемкий процесс, требующий терпения, специальных знаний в целях безопасности ребенка.
3 месяца - следующий подходящий для съемки возраст! Малыш уже окреп, наел щечки и «перевязочки», превратился в маленького розового пупса. В этом возрасте хорошо фотографироваться в маминых объятиях - нежность, трогательные моменты. Следующий удобный возраст - когда малыш уже сидит. Малыши чаще всего с интересом сидят и рассматривают новые предметы!
Новым модным веянием в детской фотографии стала съемка первого годика, которую удобнее провести в возрасте 10-11 месяцев. В этом возрасте детки гораздо лучше идут на контакт и гораздо менее подвижны.
С первого года, когда детки учатся ходить и до трех лет - это сложный возраст для съемки, потому что дети в этом возрасте очень подвижные, менее управляемые, заинтересовать чем-либо их довольно сложно. Важным качеством детской фотографии является непосредственность, искренность и внимание к мелочам, особенностям поведения и внешности. Дети растут исключительно быстро, вы не успеете оглянуться, как малыш уже пойдет в школу.
- Что самое сложное в работе семейного фотографа, на Ваш взгляд?
- Для меня самое сложное и есть самое интересное. Очень важно стать другом человеку, что находится напротив тебя. С друзьями любая съемка становится легче и искренней.
- Как удается раскрыть своего героя? Приходится быть психологом, аниматором, нянькой?
- Чтобы фотографировать детей, их надо ЛЮБИТЬ. С детьми находить общий язык проще, чем со взрослыми. Все, что им нужно, - быть вовлеченными в какую-либо деятельность и не сидеть на месте. С детьми важно быть открытым, почувствовать настроение и, если нужно, на время спрятать камеру, а потом достать снова.
- Какие снимки получаются лучше - спонтанные или подготовленные?
- Каждый спонтанный снимок на самом деле это жесточайшая постановка.
- О чем говорит черно-белая фотография, а о чем цветная? Что фотограф хочет показать в фотографии, когда один и тот же кадр он делает цветным и черно-белым?
- Монохромная фотография лаконичная, более выразительна, в ней ничто не отвлекает внимания от главного, она дает возможность показать линии и форму, игру света и тени, структуру и ритм. Это особое искусство. Каждую съемку, в том числе и монохромную, нужно продумывать заранее. Нельзя просто взять и перевести кадр в черно-белый. Необходимо уметь увидеть и почувствовать черно-белый сюжет.
Цветная фотография тоже не так проста. Она должна иметь гармоничные цвета. Фотографы еще до начала съемки продумывают цветовую гамму, образ, представляя себе локацию, стараясь дать героям советы по подобру одежды, гармонирующую по цветовой гамме, времени и событию. Самое важное - не более 3-4 цветов в одежде на всех участников съемки. Оттенки не очень важны, просто два-три цвета должны мягко сочетаться.
- Есть ли у вас любимые кадры и связанные с ними истории?
- На самом деле у меня любимых кадров нет. Каждый для меня одинаково дорог.
- Что для Вас является критерием хорошей фотографии?
- Хорошая фотография не зависит от стоимости техники. С одной стороны, хороший кадр зависит от композиции, идеи, технического исполнения, художественной задумки, красоты, эстетики. С другой стороны - хороший снимок - это тот, который цепляет, к которому хочется возвращаться снова и снова, пересматривать, вспоминать самые яркие, волшебные моменты из жизни, которые навсегда остаются в памяти.
- И что нужно делать, чтобы каждый кадр превращался в хорошую фотографию?
- Кадр изначально должен быть хорош, иначе ничего у вас не получится. «Фотошопом» потом его не вытянешь.
- Многие фотографы продумывают свои работы, режиссируют в голове свои будущие картины. А у вас есть кадр мечты?
- Я стараюсь воплощать в реальность свои творческие замыслы и очень рада, что мне помогает в этом команда специалистов. Мы очень рады родителям, готовым на нестандартные, креативные образы, готовые приложить все силы на подготовку образа, для воплощения творческой задумки.
Беседовала Светлана Зайцева
gazeta@3em.ru
Фото из архива героини
(«Земляки» №26 (1033) от 9 Июля 2016 г.)