Преподаватель географии городской школы №8
Мария Потапова по итогам традиционного районного конкурса она была признана кстовским «Учителем года». «Земляки» побеседовали с победительницей.
- Мария Александровна, а что повлияло на выбор профессии учителя?
- Моя мама была заслуженным педагогом Российской федерации, дедушка - учителем географии, директором школы. Навреное, это и повлияло на выбор профессии. Старшая сестра у меня учитель русского языка и литературы. Вообще, если брать родственников по дедушкиной линии, то получится интересная картина: у него было пятеро детей, в каждой семье по две дочки, то есть всего десять внуков. Так вот пятеро из них сегодня - учителя. Есть учителя музыки, физкультуры. Получается, что вся наша семья учительская.
- Сегодня много говорят о том, что в школе работать трудно: и поколение не то, и крепкая система среднего образования рушится. Вы каждый день с каким ощущением входите в класс?
- Конечно, в школе трудно. Но для себя я давно решила, что дети ни в чем не виноваты. Сегодняшняя неразбериха в обществе повлияла на воспитание детей, на их характер, образ жизни. Дети пришли в школу учиться, и наша задача их учить и воспитывать. Раз ты пришел работать в школу, то дело свое надо любить и делать его хорошо. Надо делать школьную жизнь интересной, доброй, чтобы она запомнилась.
- Это удается? Чувствуете ли Вы ответный отклик у ребят?
- Бывают и разочарования, но вот последний класс, который я вела с пятого по одиннадцатый, мне очень запомнился. У нас сложились хорошие взаимоотношения, был сплоченный коллектив, с которым интересно работалось. Когда они уходили из школы, плакали все - и дети, и я, и родители. Сейчас пришел новый пятый класс, они уже другие, к ним нужно подбирать другой ключик.
- География - один из тех предметов, любовь к которому зависит от учителя: тот или привьет любовь к ней на всю жизнь, либо, наоборот, отобьет охоту заниматься. Чем вы пытаетесь привлечь, заинтересовать учеников?
- Прежде всего, это краеведение, изучать географию на основе краеведческих знаний, на практике получается интереснее. Мы ходим на экскурсии, в походы, и дети воочию видят то, о чем написано в учебниках. Например, мы со старшими классами собрали минералы нашего Кстовского района и показываем камни младшим, а у них уже глаза горят, они сами хотят там побывать. И еще, конечно, надо внедрять новые педагогические технологии. Современным детям скучно слушать урок, ведь компьютер, телевизор, журналы, энциклопедии позволяют получить большое количество информации более оперативно. Поэтому просто слушать материал урока, который можно быстро прочитать в учебнике, им уже неинтересно. А когда находишь способ нетрадиционно подойти к уроку, дать им пищу для самостоятельной работы, поиска материала - это получается гораздо эффективнее. Им нравится самим копать, отыскивать.
- Профессия преподавателя географии изначально предполагает тягу к путешествиям?
- Да, конечно, хочется поездить. Раньше это удавалось больше, сейчас, увы, меньше. Началось еще с института, объездили всю Нижегородскую область, были на практике в Средней Азии. Муж у меня работал штурманом, так я побывала с ним на многих морях, всю Волгу проплыла, от истока до устья. Личные впечатления от поездок помогают и на уроке. Начинаешь рассказывать про новый край, и сразу вопрос от них: «А Вы там были?»
- Ожидали ли Вы победы в районном конкурсе «Учитель года»?
- Я не стремилась участвовать в нем, но раз уж пришлось, то хотелось выступить на совесть, себя и школу показать достойно. Думаю, удалось. Это общая победа дружного коллектива нашей школы, который мне помогал в подготовке к конкурсу.
Беседовала Наталья Морозова
zem-natalia@mail.ru
(газета «Земляки» №12 (508) от 18 марта 2006 г.)