Библиотека в школе - что это? Читают ли нынешние ученики что-то помимо школьной программы? Насколько вообще востребована библиотека сегодня, в век тотального вытеснения бумажных книг электронными?
Нам представился счастливый случай получить ответ на эти вопросы - профессиональный праздник школьных библиотекарей, который отмечается 28 октября.
Счастливая случайность
Тот, кто видит, как работает Татьяна Каргина, педагог-библиотекарь школы села Новоликеево, руководитель районного методического объединения школьных библиотекарей, согласится, что она библиотекарь по призванию. Интеллигентная, с доброжелательной улыбкой, всегда готовая помочь ребенку, затрудняющемуся с выбором книги. Даже на перемене школьники прибегают к ней, чтобы побыть в тишине книжного царства.
Сама Татьяна Георгиевна со смехом говорит, что впечатление обманчиво, и прийти работать в библиотечную систему ей помог счастливый случай. После школы она решила поступать в педагогический институт, но не добрала до проходного всего полбалла, и чтобы не терять год подала документы в училище культпросвет на Бору.
Думала, подтянет литературу за время учебы, но попала по распределению работать в Центральную библиотеку Кстова и неожиданно втянулась. Потом переехала в Новоликеево и пришла в библиотеку местной школы.
«Без лермонтовых, пушкиных себя не представляла уже, - улыбаясь, признается Татьяна Каргина. - А читать я любила с детства, и в школе у меня были хорошие учителя литературы, которым я благодарна. Один из них говорил: «Читай все подряд, потом появится вкус». Я действительно читала все подряд, потом более избирательно стала подходить к выбору книг.
Если говорить о современных авторах, то Донцову читать не смогла. Хватило на один роман. Предпочитаю Улицкую. Читаю ее с удовольствием. Кстати, у меня все книги ассоциируются с цветом. Скажем, Прилепина «Санькью» читала - это коричневая гамма. Понимаю, что это наша действительность, но больше не смогла его читать.
А Улицкая для меня - это радуга. Может, просто женская проза ближе. Из классики люблю Тургенева, Лескова».
Кто и что читает?
По словам, Татьяны Георгиевны, вся работа в школьной библиотеке подчинена образовательному процессу. Школьная библиотека очень специфична, с одной стороны, это специальная библиотека - ресурсная база для образования. С другой стороны, здесь могут найти книги для души ученики с 1 по 11 класс и их родители, а также педагоги. То есть школьная библиотека выполняет функции публичной библиотеки и выступает в роли навигатора в информационном пространстве.
«Первоклашки такой благодарный народ! - рассказывает Татьяна Каргина. - Они читают все подряд: от классики до современных авторов. Им неважно, что читать, у них идет познание мира, социальная адаптация - они самостоятельно приходят, записываются в библиотеку, берут книги, у них появляется ответственность.
Среднее звено - очень самостоятельные. Рекомендовать что-то сложно, они сами знают, чего хотят. По этике библиотекаря мы и не должны им ничего навязывать. Есть у нас мальчик, который постоянно берет учебники старшего звена. Отказать я ему не могу.
Начиная, с 7-8 классов читатели теряются. Но тут наша проблема - нестабильное обновление фонда. Лет 15 назад прекратилось финансирование библиотечного фонда. Я имею в виду не учебники. Бесплатное обеспечение учебниками очень строго поддерживается за счет субвенций, за счет модернизации школы. А вот книги для души дети постарше не могут себе подобрать, у нас их просто нет».
Однажды библиотечный фонд удалось пополнить на 125 книг. Помог в этом депутат Госдумы Александр Василенко и гендиректор «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» Андрей Спирин, за что им моя собеседница признательна до сих пор.
«У малышни особых перемен в пристрастиях нет, - продолжает Татьяна Каргина. - Они могут читать и Толстого, и Лермонтова, и Платонова, и Островского, и Драгунского. Все в ход идет. У среднего звена сейчас идет увлечение фэнтези».
Без Интернета - никуда
«Интерес к библиотекам есть и сейчас, несмотря на то, что многие книги можно найти в Интернете, - считает библиотекарь. - Когда я пришла работать в библиотеку, началась компьютеризация и борьба: либо книга, либо другой носитель информации. Но время показало, что все это уживается вместе. Книготорговая организация не прекращает свое существование и развиваются новые информационные технологии. И я думаю, так и будет. Книга - это первоисточник, а информационные технологии - это вторично.
Я захожу на блоги библиотекарей, и где-то было приведено высказывание Билла Гейтса: «Если мне нужно прочитать 2-3 листа печатного текста, я распечатываю их и читаю это на бумаге». Это очень удивительно слышать от человека, который основал компьютерные технологии.
Конечно, старшеклассники часто обращаются к компьютеру. Общение в Интернете, соцсетях и формирует читательскую моду».
Татьяна Каргина помогает своим подопечным искать информацию - готовиться к выступлениям на уроках, писать рефераты и доклады. Если ученик не может найти какую-то информацию, - на помощь приходит Интернет.
«Библиотека должна идти в ногу со временем, и это касается не только обновления фондов, - говорит Татьяна Георгиевна. - Если раньше мы учили школьников работать только с печатным изданием, то сейчас еще - искать информацию в Интернете, отбирать ее и перерабатывать.
Библиотека - образовательный, информационный, просветительский центр. Мы не только примыкаем к тем мероприятиям, которые проводит школа, но и организуем свои: библиотечные уроки, литературные гостиные, обзоры, готовим проекты, за чаепитиями беседуем о книгах. Знакомим ребят с новыми или уже потрепанными, зачитанными до дыр, разбухшими от постоянного чтения, книгами. Мы еще не догадываемся, что от книги, которую он выберет сам или поможем выбрать мы, зависит, может быть, его судьба. Ведь с героев книг мы берем пример, или задумываемся о поступках, о смысле жизни. И вот уже в душе рождается мечта: быть таким же, о ком прочитал».
Светлана Зайцева gazeta@3em.ru
Фото
Сергея Черняева
Земляки №42 (897) от 26 октября 2013 года