Искусство быть учителем
Мужчина в школе в наши дни - явление редкое. Речь, разумеется, об учителе, а не об охраннике или родителе.
Тем не менее, нам удалось познакомиться с молодым специалистом - Александром Доронькиным, который преподает русский язык и литературу в Запрудновской школе.
Александру - 24 года. Он улыбчив, активен, молод.
Однако за плечами Александра Доронькина уже пять лет педагогической практики. Третий год после вуза он преподает в родной школе, которую заканчивал сам.
Сейчас он ведет уроки в 5, 7, 9, 11 классах. Шефствует как классный руководитель над 7 классом и ведет кружок «Юный журналист», выпуская с детьми школьную газету.
В прошлом году наш земляк участвовал в районном конкурсе молодых специалистов «Открытие года» и занял третье место, победив в номинации «Искусство педагогического общения».
- Александр, получается, Вы легко находите общий язык с учениками?
- Хочется верить, что это так. В этом смысле, молодой учитель - скорее плюс. Мне легко находить общий язык со старшеклассниками. Стараюсь, конечно, держать определенную дистанцию. У седьмого класса - возраст сложный, учу их толерантности.
А малыши вообще слушают с открытым ртом! (Смеется.) Стараюсь превратить для них некоторые моменты обучения в игру. Например, оценки ставить значками, смайликами.
Да и вообще, ученик не будет осваивать язык, если ему не будет это интересно. На мой взгляд, конечно, программа нуждается в живом наполнении, потому что язык - это вещь живая и очень интересная. Он живет, изменяется. Если зарядить ученика на то, чтобы он наблюдал за тем, что происходит в современном русском языке, то можно делать очень интересные проекты.
Но то, что сейчас преподается в школе как русский язык в массовом своем варианте, заточено на ЕГЭ. А ЕГЭ, к сожалению, экзамен формализованный и очень шаблонный. И фактически ученики усваивают этот шаблон, потом ЕГЭ проходит, и этот шаблон выветривается, потому что он больше ни на что не нужен, только на то, чтобы сдать экзамен.
Сейчас, когда ввели сочинение в качестве допуска к экзамену, появилось больше творчества. Учимся писать и писать грамотно, излагать свои мысли, обогащать свой словарный запас. Это все невозможно без любви к чтению.
- Чтение - не самое любимое занятие молодежи сегодня.
- Да, но стараюсь ломать этот стереотип. Стараюсь заинтересовать произведениями, рассказываю наиболее захватывающие моменты в книге, чтобы у учеников появилось желание ее прочитать. Разрешаю читать с планшетов, хоть это и вредно, но мир меняется, без технических новинок - никуда. У нас даже в классе есть интерактивная доска, компьютер с выходом в Интернет, в школе есть Wi-Fi. Все это инструменты, которые помогают сделать урок интереснее, увлекательнее и полным новых открытий.
- Вы так увлеченно рассказываете о своей работе, создается впечатление, что Вы вообще не мучились вопросом: кем стать?
- Работать по профессии учителя я начал еще задолго до того, как защитил диплом филолога по специальности «русский язык и литература» и квалификации учитель русского языка и литературы. Меня непреодолимо тянуло в школу, ни в какой другой профессии я не мог себя представить.
Однако на деле перспектива преподавательства в моем радужном восприятии оказалась не такой уж легкой задачей. Оказалось, что знаний, полученных мной на студенческой скамье, совершенно недостаточно. Ежедневно готовясь к урокам, исправно проверяя тетради, я задавался вопросом: чего же мне не хватает? Я пытался быть требовательным, объективным, старался научить своему предмету, но все же чувствовал некую свою отстраненность от образовательного процесса.
Тогда мне помогло активное участие в качестве педагога в детских социальных проектах нашего вуза. Вместе со студенческим коллективом мы проводили праздники в клинике для больных онкологией детей, помогали сиротам Золинского детского дома, проводили психологические тренинги с воспитанниками детской колонии в Арзамасе.
За это время я повстречал целый калейдоскоп детских судеб и характеров. Я видел детей, которые хотели учиться, проявить себя в творчестве, но не могли в силу слабого здоровья совершить и половины того, о чем мечтали. Я видел детей, оступившихся на своем пути, осознавших свою ошибку и других, не раскаявшихся. Я видел детей любимых и одиноких, открытых миру и опустивших руки…...
-
Наверное, это очень ценный опыт….
- Безусловно, это общение в неформальной обстановке, в разных условиях с абсолютно разными детьми дали мне неоценимый опыт и приблизили к углубленному пониманию миссии учителя. Педагогу, на мой взгляд, все-таки мало быть просто менеджером образования, как того требует современный стандарт.
Ребенок, не зависимо от каких-либо условий, всегда остается ребенком, поэтому, прежде всего, нуждается во внимании и помощи со стороны авторитетного наставника, способного оказать поддержку в успешном развитии и подготовке к достойной и продуктивной жизни в социуме.
- То есть задача учителя не просто обучить своему предмету, в Вашем случае - научить грамотно писать и уметь понимать литературные произведения?
- В ребенке заложено все, что необходимо для его становления как личности. Самое главное и самое сложное в работе учителя: суметь выявить в ученике творческие способности и направить их развитие по восходящему пути. Особенностью профессии педагога является вера в доброе начало в каждом ребенке, уважение к личности, любовь к людям, желание помочь другим в разных сложных жизненных ситуациях.
Учитель всегда должен помнить, что те самые разные дети с разными судьбами и разными характерами имеют одно человеческое желание и стремление - быть замеченными и оцененными, быть понятыми и нужными.
В связи с этим я полностью согласен с Константином Дмитриевичем Ушинским, что «педагогика - это искусство», так как найти в ребенке ту самую искорку таланта, способностей, возможностей, помочь ей разгореться, а не потухнуть в современном хаосе информации, в бешеном ритме жизни социума, порой жестокого и непростого - есть истинное педагогическое искусство.
В педагогической деятельности нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то (к музыке ли, рисованию и так далее). Не проявившийся талант - это вина учителя. Недопустимо подозревать ребенка в каких-либо плохих делах, не имея на то достаточных оснований: он станет скрытным, обидчивым, недоверчивым ко всем и в первую очередь - к учителю.
Ошибка учителя в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, не сложившейся жизнью, разочарованием во всем. Тогда ошибка будет на совести педагога.
- Сами учитесь чему-то до сих пор?
- Совершенствовать себя постоянно и непрерывно - одна из моих главных задач. Накапливать опыт, не бояться трудностей, спорить, если это необходимо, ведь именно в споре, как гласит мудрость, рождается истина. Надо стремиться обобщить опыт педагогов-новаторов, чей опыт бесценен. Надо стремиться интегрировать богатство педагогической мысли, переносить на современность. Я с удовольствием читаю труды известных педагогов Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и с не меньшим удовольствием общаюсь со своими коллегами в школе, на районных методических объединениях.
- Что пожелаете коллегам в профессиональный праздник?
- Творческих успехов, креативных идей, не забывать о постоянном самосовершенствовании. Всегда хорошего настроения, чтобы это благотворно отражалось на детях. И чтобы государственные мужи создавали учителям комфортные условия для труда.
Беседовала Светлана Зайцева
gazeta@3em.ru
Фото Сергея Черняева
(«Земляки» №39 (945) от 4 Октября 2014 г.)