Житель нашего города
Зуфар Губайдуллин, полковник запаса, в 1987 году проходил службу в рядах ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Он командовал эскадрильей вертолетов Ми-24.
- Зуфар Хабибуллович, как Вы стали летчиком?
- Мы жили в Казани рядом с вертолетным заводом, и машины часто летали над нашими домами. Мне было интересно. После окончания школы в 1972 году я решил поступить в Саратовское военное авиационное училище. Закончил его и был направлен на Украину, где попал в отдельную эскадрилью под Черниговом. За три года службы я получил звание «летчик первого класса». Потом была Западная группа войск в Германии. Там, в Норе, затем под Лейпцигом мы уже летали на новой для того времени технике - на вертолетах Ми-24. Основной нашей задачей было дежурство в системе ПВО - перехват малоразмерных низколетящих целей. Служа в Германии, я стал заместителем командира эскадрильи. Затем был Дальний Восток, откуда, собственно говоря, мы и попали в Афганистан.
- Когда и как это произошло?
- Это было в 1986 году. Нас, целую эскадрилью летчиков, перебросили на аэродром Чирчик под Ташкентом для обучения и летной подготовки в условиях горной местности. А в Афганистан мы летели на боевых машинах - перегоняли вертолеты Ми-24 для войск Афганистана. База наша находилась в Кабуле прямо на аэродроме, куда и гражданские самолеты прилетали. Прилетели в начале декабря 1986 года. В течение недели входили в курс дела, нас обучали, инструктировали. Ведь мы меняли старую эскадрилью, это была плановая замена.
- Какие задачи Вы выполняли в Афганистане?
- Вертолетчики обычно там выполняли несколько функций: сопровождение грузовых Ми-8, обеспечение безопасности при заходе на посадку грузовых самолетов типа Ил-76, участие в боевых операциях по высадке десанта, а также разведка местности, поддержка с воздуха, сопровождение колонн и помощь при сильном огне противника.
- Были потери?
- Тяжело вспоминать, но наша эскадрилья потеряла три экипажа. Один вертолет, выполняя задачу, потерял из виду ведущего, отклонился от курса, а дело было ночью, так как летали по ночам в целях безопасности. Когда увидели огни Кабула, то взяли курс на город, но не рассчитали высоту и в самую макушку горы врезались. Второй экипаж погиб, сопровождая Ми-8 с военным советником. Обеспечив высадку пассажиров, вертолеты Ми-24 начали уходить, и в один из них попала ракета. От машины и экипажа практически ничего не осталось.
Третий вертолет был сбит во время операции. Летели на большой высоте, что и помогло избежать мгновенной гибели экипажа. Там как раз был мой заместитель. Оператор и командир успели выпрыгнуть, правда, мой заместитель сориентировался лучше - спланировал к нашим, а вот оператору пришлось отбиваться от моджахедов. Благо, с горы уже спускались наши и успели отбить его. Но в бою он потерял ногу - граната рядом разорвалась. Удивляюсь силе его духа. После тяжелого ранения он написал рапорт министру обороны о продолжении службы. В дальнейшем он работал в военкомате в городе Минске.
- В каких операциях Вы участвовали?
- Войска выдвигались в определенный район на зачистки местности. Мы сопровождали выброс десанта, проводили разведку местности с воздуха, прикрывали высадку, подавляли огневые точки. В операциях участвовали сразу до 10 вертолетов Ми?8 и мы на Ми-24.
- Как у вас складывались отношения с созниками, с афганскими военными?
- В аэропорту, где мы располагались, на другой стороне тоже была эскадрилья, только афганская. Так мы друг к другу в гости ходили, на праздники приглашали. Через взлетное поле перейдешь - и уже у них. Мы сдружились. У меня там товарищ был, тоже командир эскадрильи, Омар. Они практически все по-русски разговаривали. Многие из них в Советском Союзе учились.
- Сколько времени ваша эскадрилья находилась в Афганистане?
- Год. Осенью 1987-го командировка окончилась, нас заменили. Вертолетчики, авиация в горячих точках по году служила. Потом я служил летчиком-инспектором в Южно-Сахалинске, на Курилах, в Московском военном округе, откуда и уволился в звании полковника.
- Общаетесь сейчас со своими боевыми друзьями?
- Да всех раскидало по стране. Но я общаюсь с Федором Николаевичем Бендриковым, командиром 50-го ОСАП (отдельный смешанный авиационный полк), что в Кабуле был. Хочу разместить свои воспоминания на сайте, посвященном войне в Афганистане, чтобы найти боевых товарищей. Может, кто-то откликнется.
Беседовал Кирилл Гончаров
zemadm@mail.ru
(газета «ЗЕМЛЯКИ» №5 (554) от 10 февраля 2007 г.)
13 октября в Георгиевском зале Московского Кремля наш земляк
Зуфар Губайдуллин командир авиационной эскадрильи специальных транспортных вертолетов авиационного ФГУП МЧС России получил Орден мужества
13 октября в Георгиевском зале Московского Кремля состоялась церемония вручения наград сотрудникам МЧС, которые летом этого года боролись с огненной стихией, охватившей почти два десятка российских регионов.
Государственных наград удостоились 46 человек, среди которых 15 иностранцев. В числе отмеченных главой государства был и житель города Кстово. Орден мужества из рук Дмитрия Медведева получил командир авиационной эскадрильи специальных транспортных вертолетов авиационного ФГУП МЧС России Зуфар Губайдуллин.
Летом этого года под его руководством и при непосредственном участии в вылетах, в качестве командира воздушного судна, происходило тушение лесных пожаров с воздуха в Нижегородской, Самарской и Ульяновской областях, в Мордовии, республике Марий-Эл. Мы встретились с Зуфаром Губайдуллиным и попросили рассказать, с чем ему приходилось столкнуться жарким летом 2010 года.
- Зуфар Хабибуллович, во-первых, примите наши поздравления в связи с полученной наградой! Расскажите, насколько напряженным было лето для Вас в этом году? - В задачу нашей эскадрильи этим летом входило тушение пожаров и вылеты по чрезвычайным ситуациям по всему Приволжскому федеральному округу. Наша горячая работа началась 27 июня, когда на вертолете Ми-8 мы полетели тушить первые пожары, случившиеся под Йошкар-Олой. Совместно с нами участвовали в ликвидации стихии и самолеты. Горела большая площадь леса между Чебоксарами и Йошкар-Олой. В опасности оказались детские лагеря отдыха, пансионаты, населенные пункты. Дальше мы продолжали работу в Нижегородской области - в Воротынском и Выксунском районах, в Саранске, Самаре, Ульяновске.
- Из чего складывалась Ваша работа?
- Подлетая к пожару, определяли место ближайшего водоема и начинали с помощью водосливного устройства забирать воду и сбрасывать ее на очаги. Три тонны воды за несколько секунд опрокидывались на языки пламени. За вылет производили до 30 сбросов воды.
- Насколько дым мешал выполнению задания по ликвидации пожаров?
- Мы всегда старались работать с наветренной стороны, чтобы видеть, куда сбрасываем воду. Были случаи, когда приходилось через дымовую завесу уходить на новый водозабор. Верховые пожары создавали опасность. Ветер гнал пламя по верхушкам деревьев, а огонь поднимался на высоту до 80 метров.
- Вы не подсчитывали, сколько вылетов было сделано всего?
- За три месяца на тушении пожаров наш вертолет налетал порядка 400 часов. Каждый день четыре вылета по 3,5 часа. Подъем экипажа в четыре утра, вылет - в шесть, и только к десяти вечера мы садились обратно на площадку. Летали безостановочно. Перерывы лишь на дозаправку и смену экипажей. Бывало такое, что и вовсе не сменялись.
- Как Вы оцениваете работу своих подчиненных?
- Награда, врученная президентом - это заслуга всех участников тушения пожаров нашей эскадрильи. Для нас это был первый опыт, ведь эскадрилья в Нижнем Новгороде сформировалась менее года назад. Хотелось бы выразить слова благодарности моим коллегам из эскадрильи. Мы делаем общее дело. Всего из нашей эскадрильи ведомственными наградами были отмечены 15 человек. Кроме самих летчиков в выполнении задач нам помогали и наземные службы, и диспетчеры, и технический персонал.
- Зуфар Хабибуллович, расскажите, как Вы пришли в авиацию МЧС?
- Моя жизнь все время связана с профессией летчика. До 1998 года служил в российской военной авиации. Будучи военным летчиком, участвовал в афганском вооруженном конфликте. После службы в армии прошло 12 лет, я вновь нашел возможность вернуться в профессию, но уже в МЧС, ведь желание летать в крови у каждого летчика.
- Как близкие и знакомые отнеслись к тому, что Вам вручил награду Президент?
- Родные очень были рады. Награждение показывали по телеканалу «Вести 24». Многие сразу звонили и поздравляли. Начальник управления авиации МЧС Рафаиль Закиров всем нам сразу прислал смс с поздравлениями.
- А что в целом показала ситуация с пожарами?
- Не всегда наземная техника способна добраться вовремя и добраться в принципе в труднодоступные районы и справиться с лесными пожарами. Необходимо наращивать авиационную мощь МЧС за счет привлечения в подобных ситуациях военной и гражданской воздушной техники.
Зуфар Губайдуллин вместе со своими коллегами, ликвидируя лесные пожары в лесных массивах и населенных пунктах, обеспечил этим летом безопасность тысяч жителей России. Именно с таких людей и нужно брать пример исполнения профессионального и гражданского долга в настоящей жизни.
Кирилл Гончаров, zemadm@mail.ru
Газетя «ЗЕМЛЯКИ» №42 (744) 30 октября 2010 г.