Человек из «барского городка»
Педагогический коллектив Ближнеборисовской сельской школы хорошо помнит интереснейшие годы работы с Николаем Ефимовичем Шкениным, который руководил этим учебным заведением до 1981 года.
Прошли годы, а Николай Ефимович как будто бы и не изменился. Второго января отмечает он свое девяностолетие, но как поверить в этот возраст, глядя на юбиляра? Вса такой же энергичный, уверенный в себе, интересный рассказчик, человек глубокой души. И - непростой, но удивительной судьбы.
Он родом из Пензенской области.
-
К началу войны я как раз закончил семь классов, - вспоминает Николай Ефимович. -
Отца забрали на фронт сразу, ну а я пошел работать на завод №397 (предприятие выпускало оборонную продукцию - снаряды, мины) учеником стропальщика. Одновременно осваивал и токарное дело. Там и получил третий разряд - мне доверяли грубую работу по обточке. А жили в барачном городке. Бывало, девушки тамошние шутили, когда с парнями знакомились, говорили о себе, что живут «в барском городке».
Однажды узнал молодой Шкенин, что его приятель, тоже житель «барского городка», собирается идти служить на военно-морской флот. Загорелся и сам. Напрасно мать упрашивала, уговаривала - не спеши, Коля, ведь годы еще не те, да есть уже в семье один фронтовик. Нет, вскоре ступил Николай на борт крейсера «Максим Горький», подшефного у горьковского горисполкома.
Смотрим вместе с ним старые, выцветшие фотографии, за которыми невидимая история той войны. «
Вот он, краснознаменный «Максим Горький», - протягивает мне карточку ветеран. -
А вот пушка тридцатисемимиллиметровая - она вращалась по вертикали до 85 градусов. Вот наша батарея. Как нас тренировали! Ведь требовали, чтобы мы за три секунды заряжали орудие обоймой! Два года так и воевали.… А это я уже командир орудия, занимаюсь его чисткой после стрельб. Но это было уже после войны».
После войны Николай Шкенин служил в военно-морском флоте еще пять лет, при этом учился в вечерней школе в Ленинграде. Командиры ради такого благого дела, конечно, шли навстречу. Ну а после демобилизации вернулся в Горький и поступил в педагогический институт. Так и стал учителем. С выбором специальности долго не раздумывал - всегда любил историю, да и в годы службы нередко замещал командира батареи для проведения занятий по политработе.
И вот какая интересная судьба - только 29-летний бывший моряк закончил вуз да прошел педагогическую практику в Ближнеборисовской школе, как ему и объявили - принимай школу, будешь руководителем. Нужна здесь крепкая мужская рука.
В те годы Ближнеборисовская школа считалась неблагополучной. В современном языке есть такое понятие - неблагоприятный контингент. Не совсем, может быть, правильные слова, но в то время с выражениями не считались. Молодой, «зеленый» историк, вчерашний студент, принял хозяйство в конце августа.
-
Пошел осматривать школу, - вспоминает он. -
Дров нет. Затопили печку чем придется - дым повалил в помещение. Сам полез на крышу - галки на трубах гнезда свили! Сначала я чистил трубы, потом печники подключились. В общем, полгода я был за завхоза. Коллектив тоже присматривался к назначенцу извне, и приходилось мне слышать, что «щенок приехал старших учить».
Бывало всякое, но время, когда Ближнеборисовскую школу считали неблагополучной, давно забыто. Николай Ефимович Шкенин руководил школой двадцать шесть лет, и еще потом полдесятилетия продолжал работать учителем. Уходя на заслуженный отдых, он оставил в школе совсем другой педагогический коллектив - профессиональных, беззаветно преданных профессии людей. И ученики стали другими. Теперь для них школа была действительно вторым домом, где уроки превратились не в скучную серию сорокапятиминуток, а в интересный и увлекательный процесс. Жители села Ближнего Борисово могут рассказать, как школьниками они выступали с программой художественной самодеятельности, выезжали в другие школы, воинские части, посещали различные соревнования, ходили в походы. И везде, зримо или незримо был директор Шкенин.
Школа вас помнит, Николай Ефимович. Берегите себя.
Юлия Серова
(«Земляки» №50 (956) от 20 Декабря 2014 г.)