loading...



Петров Евгений Александрович

Нажмите для просмотра оригинала В августе 2000-го вся страна с замиранием сердца следила за развитием событий на затонувшей подлодке «Курск». Но мало кому известно, что это не единственная подобная катастрофа в истории нашей страны.
В апреле 1970 года из-за обширного пожара в Атлантике затонула атомная подводная лодка «К-8». От ядерной катастрофы старая Европа была спасена ценой 52 человеческих жизней. Экипаж лодки
«К-8» выполнил свой воинский долг до конца.
Но этот подвиг оставался «засекреченным» долгие годы. Только сейчас, спустя 45 лет, проводятся мероприятия по увековечиванию памяти героев-подводников для того, чтобы подвиг экипажа АПЛ «К-8» снова не был забыт.
Этим вопросом плотно занимается группа «Морская вахта памяти» Государственного университета морского и речного флота (Санкт-Петербург). В течение последних пяти лет активисты ведут поиск родственников погибших моряков-подводников, уже найдены 23 семьи, в числе которых семья нашего земляка - старшины команды трюмных машинистов, мичмана Евгения Петрова.
Герой с соседней улицы

Удивительно, насколько богата кстовская земля героями, и не все они - участники Великой Отечественной, хотя мы все привыкли, что именно их имена у всех на слуху.
Евгений Петров родился в 1940 году в селе Большие Вишенки Кстовского района, окончил вторую городскую школу имени И.А. Сухана.
Получив аттестат, в октябре 1957 года он устроился на работу в СМУ-8, а в сентябре 1959-го был призван в Советскую армию. Служить довелось подводником на Северном флоте. Служба на флоте пришлась Жене по душе, и он остался служить сверхсрочно.
В феврале 1970 года АПЛ «К-8», в экипаж которой он входил, вышла в свое последнее, как оказалось, плавание, боевое патрулирование в Средиземном море.
Все шло по плану и в апреле, выполнив задание, лодка уже возвращалась на родную базу. Всему экипажу после длительной автономки был обещан отпуск, и все строили планы - кто как его проведет. Однако по приказу командования возвращение домой было отложено, лодку скрытно дозаправили прямо в море провиантом и регенерацией и перенаправили субмарину в район учений «Океан» для участия в них. А вскоре случилась трагедия, которая перевернула все.
Шансов не было

8 апреля 1970 года начался пожар в двух отсеках - самое страшное, что может быть на подводной лодке. Экипаж боролся с ним, теряя товарищей. В первые сутки погибли 30 человек. Был заглушен реактор после всплытия лодки, но огонь отрезал выход из отсека смене офицеров, заглушившим его. Борьба с пожаром и его последствиями продолжалась несколько дней.
Одна из многих, произведенная старшим помощником командира, скупая запись в вахтенном журнале от 9 апреля гласит: «10.05. В ЦП (центральный пост) спустилась
1-я аварийная партия во главе с мичманом Петровым». За этими строками скрывается многое - как раз за разом в тяжеленных, неудобных спасательных аппаратах в удушливом дыму и в страшной жаре пытались завести дизели, как находили своих уже погибших товарищей или выводили наверх уцелевших. Ситуация усугублялась тем, что лодка осталась не только без хода, но и без связи - все выгорело.
К счастью, 10 апреля появился на горизонте болгарский сухогруз «Авиор», с помощью которого связались с Москвой. «Держитесь, помощь будет», - передали из столицы. «Авиор» не уходил от субмарины. Изнуренным подводникам передали сигареты, воду, переправили 43 человека к себе на борт, так как на лодке уже негде всем было разместиться - в отсеках нельзя было дышать, а на палубе было опасно - начинался шторм. Все эти дни экипаж боролся за живучесть корабля - остатками воздуха продувались цистерны. Наконец, все средства борьбы были исчерпаны, и пополнить их было неоткуда. Корма субмарины все больше погружалась в воду.
Нажмите для просмотра оригинала 11 апреля стали подходить суда. Но это были не специализированные спасательные суда, а обычные теплоходы, которые были ближе к терпящей бедствие лодке. Шторм уже разыгрался вовсю. Заводили буксировочные концы несколько раз, но шквальный ветер рвал их. Вымотавшись вконец к вечеру, решили продолжить утром буксировочные работы, так как в темноте это было просто невозможно. Отправили еще часть команды на теплоход «Касимов». В условиях шторма это тоже было не так-то просто. Мотор заглох от волн, весла сломались, ветер гонял шлюпку по шестиметровым волнам, как щепку. Но все-таки подводников к ночи подняли на борт.
На лодке же осталась одна боевая смена добровольцев в количестве 22 человека во главе с командиром В.Б. Бессоновым. Мичман Петров - среди них. Эту штормовую ночь лодка не пережила. Потеряв продольную остойчивость, она опрокинулась на корму и ушла на запредельную глубину вместе с людьми. Шторм не дал ни одного шанса на спасение никому.
То, что нельзя забывать

Домой принесли извещение: «Старшина команды трюмных машинистов в/ч 10412, мичман сверхсрочной службы Е.А. Петров, 26 сентября 1940 года рождения, уроженец с. Б. Вишенки, Кстовского района Горьковской области, 12 апреля 1970 года погиб при исполнении служебных обязанностей во время катастрофы».
От командования Северного Флота родителям пришло письмо, где сообщалось, что «за мужество и отвагу при выполнении воинского долга ваш сын мичман Петров Евгений Александрович посмертно награжден орденом Красной Звезды».
Не так давно Санкт-Петербургская общественная организация «Общество ветеранов-подводников 7-й дивизии подводных лодок Краснознаменного Северного флота» и Общественный совет родственников погибших матросов АПЛ «К-8» обратились в администрацию города Кстово с инициативой увековечить память о нашем земляке мичмане Е.А. Петрове: установить мемориальную доску о нем и провести ряд памятных мероприятий, в том числе захоронение  именной капсулы с морской водой, собранной с того места, где затонула подводная лодка. Подобные мероприятия уже проведены в тех городах, откуда были родом погибшие подводники.
Администрация города Кстово уже начала работу по данному вопросу, к работе подключились также депутаты городской думы, так как именно им предстоит принять решение об установке мемориальной доски герою-подводнику.
А нам с вами, кстовчане, предстоит решить, где именно она займет свое место.
Беседовала Ирина Алексеева
(«Земляки» №37 (994) от 26 Сентября 2015 г.)


Прочитано: 1702 раз(а)


© 2021 ООО «ИД «Земляки»



ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ ГОРОДА КСТОВО